«Бодрый» февраль

The Epoch Times16.03.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:49

Расходы на продукты питания и товары повседневного спроса в феврале 2011 года выросли на 17% по сравнению с февралем 2010о года.

Начало 2010 года на российском потребительском рынке было весьма бодрым. Первые доступные индикаторы свидетельствуют о довольно высоком уровне потребительской активности. В лидерах роста неожиданно оказались продажи легковых автомобилей. Отдельные производители и дилеры рапортуют о двух и даже трехкратном росте продаж. А в целом по рынку рост составил почти 80% в натуральном выражении к соответствующему периоду предыдущего года.

Но здесь сказался эффект «низкой базы». В начале прошлого 2010-го года продажи легковых автомобилей в России были низкими и еще продолжали сокращаться. А разворот рынка к росту произошел только в апреле. А вот на рынке товаров повседневного спроса и продуктов питания в начале прошлого года уже фиксировался рост. Да, и общий уровень продаж был достаточно высок. Тем более показательным является рост января-февраля текущего года.

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе-феврале 2011-го года оказались на 11 и 17% выше, чем в январе и феврале 2010-го года. И если в январе, с поправкой на инфляцию (10-12% годовых), можно было говорить лишь о сохранении уровня потребления предыдущего года, то показатели февраля, даже после инфляционной коррекции, указывают на возобновление роста потребления и на этих рынках.

Конечно, этот рост существенно уступает показателям 2009-го и 2010-го годов, когда расходы на повседневные покупки росли на 25-30% в номинальном выражении, а с поправкой на инфляцию – на 10-15% в годовом выражении. Теперь реальный рост повседневного потребления составляет не более 3-5% (год к году).

Но, все же, это — рост, а не стагнация, наблюдавшаяся летом и осенью 2010-го года. В большей степени нарастили свое повседневное потребление за последние 12 месяцев более обеспеченные россияне – «средний + ». Рост номинальных расходов в этой группе превысил 20%, существенно обогнав инфляцию. А вот у менее обеспеченных россиян – группы: «средний — » и «низкий доход» повседневное потребление номинально возросло менее чем на 15%, т.е., едва лишь на уровень инфляции. По видимому, здесь сказалось возобновление в 2010-м году роста дифференциации по уровню располагаемых денежных доходов, приостановившееся было в 2009-м году.

Наибольший рост повседневных расходов в феврале 2011-го года (по сравнению с февралем 2010-го) был зафиксирован в городах с населением в 1-1,4 миллиона человек. Там номинальный рост превысил 20%. Наименьший (всего 10-12%) – в городах с населением менее миллиона жителей. В Москве рост повседневных расходов был на среднем по всем городам уровне – 17%.

Диаграмма 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

100% = январь 2008-го года.

«Бодрый» февраль
Размер среднего чека в феврале 2011-го года оказался таким же, как и в январе 2011-го. А по сравнению с февралем 2010-го года он вырос всего на 2%. Можно констатировать, что вот уже на протяжении 13 месяцев размер среднего чека не меняется значимым образом. Исключениями за весь этот период стали только июль (резкий провал из-за экстремальной жары) и декабрь 2010-го года (традиционный сезонный всплеск). В Москве размер среднего чека немного вырос по сравнению с показателями прошлого года. А в остальных городах он даже немного уменьшился.
Стабильный размер среднего чека при росте номинального размера расходов говорит нам о том, что тенденция более частого совершения повседневных покупок в торговых точках различного формата, проявившаяся еще в конце 2008-го – начале 2009-го года, сохраняется и по сей день. Т.е., в отношении повседневных покупок россияне проявляют довольно рациональный и экономный (в отношении денег, а не времени) подход.

Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в феврале 2011-го, как и в предыдущие четыре месяца, оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только в сезон подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%.

Диаграмма 2. Динамика среднего чека

СПРАВКА: Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской реальности – «Ромир — индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе исследовательской платформы SCIF.«Ромир — индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов.

Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по
покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с
населением 500 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).

Ромир — крупнейший российский холдинг, специализирующийся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества. Эксклюзивный представитель международных исследовательских сетей Gallup International, GlobalNR и Worldwide Independent Network (WIN) в России и СНГ.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА