Путешествие в мир восточных ковров

Ковер ручной работы на выставке в MAK. Фото с сайта  theepochtimes.comКовер ручной работы на выставке в MAK. Фото с сайта theepochtimes.com

Ковер ручной работы в музее. Фото с сайта  theepochtimes.comКовер ручной работы в музее. Фото с сайта theepochtimes.com

Если вы хотите познакомиться с восточными коврами, то сложно найти для этого лучшее место, чем Музей прикладного и современного искусства в Вене, который известен также под названием MAK.

Уже в каменных гробницах Бени Хассана в Египте, датированных 2500 до н.э., находили ткацкие станки для изготовления ковров. Ранние свидетельства использования ковров можно видеть на фресках древнего дворца в Ниневии.

Искусство изготовления ковров достигло своего рассвета в начале 16 века в горных регионах Востока, распространившись от Турции через Иран и Центральную Азию в Китай, где шерсть овец, коз и верблюдов отличалась мягкостью и густотой.

Самые ранние, целиком сохранившиеся ковры датируются началом 16 века - в эпоху, когда на территории современного Ирана была установлена персидская династия. Это была эра процветания, когда активно развивались все сферы искусства. Ковры этой эпохи уникальны своим дизайном, цветом и качеством материала. Основные центры производства ковров располагались в Кермане, Шуштаре, Герате, Хамадане и Тебризе. Там производились ковры для аристократии, а также на экспорт.

Экспонат номер 23 в MAK - это фрагмент прекрасного ковра из Кермана, образец выдающегося ткацкого мастерства. Он датирован второй половиной 17 века, его основа сделана из хлопка, а уточные нити изготовлены из шерсти и шелка. В музейном описании сказано, что это ковер необычен тем, что он имеет белую основу. Но его орнамент достаточно стандартный - «две ромбообразные композиции, одна из которых накладывается на другую, а вдоль каймы расположились розовые цветы».

Другой выдающийся экземпляр древних ковров в MAK - номер 18, который представляет собой фрагменты шерстяного ковра мамлюков из Каира. Он был изготовлен в середине 15 века. Несмотря на то, что он был разрезан, в нем по-прежнему можно увидеть характерные черты ковров мамлюков, такие как отсутствие узоров вокруг центральной композиции и узкая кайма, состоящая из нескольких рядов повторяющихся узоров. Отсутвие украшений в виде зонтообразных листьев, которые присутствуют на поздних коврах мамлюков, указывает на очень древний возраст ковра, говорится в описании.

Мастера, изготовлявшие восточные ковры, использовали ручной ткацкий станок, состоящий из двух горизонтальных рам, между которыми растягивалась основа. На нижнюю раму наматывалась готовая часть ковра, а основа разматывалась в верхней. От пряжи, традиционно изготавливаемой и окрашиваемой вручную, отрезался кусок примерно длиной в два дюйма, который завязывался в узелок между нитями основы. Существует два вида узелков: гиордес (турецкий узел) и сенна (персидский узел).

Когда ряды узелков заполняют весь периметр ткацкого станка, вплетаются две или несколько поперечных нитей из хлопка или льна. У законченного ковра ворс, который виден только с наружной части ковра, аккуратно подстригается.

В наши дни ковры интернет-магазин может представить в неограниченном количестве и ассортименте, но не будем забывать, что качество ковров определяется их долговечностью, свойством использованного материала (некоторые ковры были изготовлены из шелка с вплетенными золотыми нитями), количеством узлов на каждый квадратный дюйм и наличием сильных химикатов для окраски (такие ковры ценятся меньше). Количество узлов варьируется от 40 до 1000.

Существует шесть основных типов восточных ковров, их названия не так существенны, лучше просто насладиться их красотой. Традиционно различают персидские ковры, отличающиеся насыщенными, сочными цветами и замысловатыми узорами. Турецкие ковры имеют более яркие оттенки, на них вытканы схематические рисунки, например, экспонат в MAK под номером пять - коврик для молитвы, украшенный стилизованными облаками. Кавказские и туркменские ковры отличаются незамысловатым дизайном и первозданной простотой. На китайских коврах присутствуют символические орнаменты. Вид индийских ковров зависит от того, в каком районе страны они были заготовлены: ковры с севера Индии похожи на персидские, на южных коврах присутствуют мавританские орнаменты.

В описании под одним красивым керманским ковром, который вполне мог украшать гарем персидского хана, были следующие строчки:

«Как бодро и с каким замешательством соловей поет песню розе, я приветствую тебя в это яркое утро. Прояви милосердие и выгляни со своего балкона, чтобы доставить радость моим глазам, ты - единственный источник моего успокоения и мое убежище».

Я впервые прониклась любовью к персидским коврам, когда посетила выставку ковров в Иране, расположенную в бальном зале дворца Голестан в Тегеране. Но поскольку поездки в эту часть света становятся все более опасными, выставка в венском MAK позволяет посетителям в полной мере насладиться красотой восточных ковров.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Массачусетс. Часть 2
  • Париж…! Как много в звуке этом
  • Противоречивый Гарлем
  • Русский портрет Израиля. Часть десятая
  • Крым предлагает широкие возможности


  • Top