Генрик Горецки – польский композитор. Из серии «О ста гениях современности»
Генрик Горецки – один из тех немногих современных композиторов-классиков, музыка которого сумела передать и нетерпимость, и насилие, и покаяние двадцатого века.
Генрик Горецки родился в 1933 году, в маленьком польском местечке Черница. Мальчик остался без мамы в два года. Мама его, Отилия, прожила всего 24 года, она профессионально играла на фортепиано. Отец, Роман, был бухгалтером, любил музыку. После смерти Отилии, женился второй раз.
Генрик рано проявил интерес к музыке, и все время тянулся к фортепиано. Но, как это обычно бывает в сказках, и отчасти в реальной жизни, одаренному мальчику недобрая мачеха запрещала подходить к инструменту покойной матери. Но Генрик оказался упорным в своем желании музицировать. В 1943 году ему позволили брать уроки скрипки у местного скрипичного мастера и философа Павла Хайдуги.
В 1945 году Генрик Горецки упал и повредил бедро, у него возник воспалительный процесс, который перерос в костный туберкулез. Будущий гениальный композитор провел около двух лет в германской больнице, перенес четыре операции и на всю жизнь остался инвалидом. Потом он скажет: «Я часто говорил со смертью».
С 1955 по 1960 годы Генрик Горецки учится в Высшей музыкальной школе в Катовице, где через восемь лет будет успешно преподавать контрапункт и композицию и станет профессором. В эти годы молодой композитор вбирает в себя музыку таких классиков, как Шимановский, Барток, Веберн, Ксенакес, П.Булез. Его Первая симфония, написанная в 1959 году и исполненная на молодежном фестивале в Париже, получает всемирное признание. Когда в одном из поздних интервью Генрика Горецки спросили, с какими композиторами он чувствует особую близость, ответ был такой: «С Бахом, Моцартом, Гайдном и особенно с Шубертом в тональном проектировании произведений».
До Первой симфонии Горецки было написано 13 крупных произведений, в основном, инструментальных (сонаты для фортепиано, для скрипки, концерты для камерного оркестра). Одно из них – Epitafium (Эпитафии) для смешанного хора и камерного ансамбля, которое было написано специально для Варшавского Осеннего Фестиваля, и было названо критиками «самым красочным и ярким выражением новой польской музыкальной волны». Молодой композитор получает отличный диплом и едет продолжать учебу в Париж. Там он пробудет два года, впитает музыку его современников Оливье Мессиана и Романа Палестера. Затем он возвратится в Польшу и больше не покинет ее до конца своей жизни.
С 1968 года Генрик Горецки начинает преподавать в Катовицкой высшей музыкальной школе, где учился сам. Студенты вспоминают его, как педагога, требующего неустанной самоотдачи творчеству. Сам он пишет так: «В течение довольно долгих лет я был педагогом, преподавал в Академии. Мои студенты, обычно, задавали мне много вопросов, как писать и что писать. Я им всегда отвечал одно и то же: «Если вы можете жить без музыки два или три дня, то не пишите… лучше проведите время с девушкой или пивом. Если же вы не можете жить без музыки, то пишите, что пишется». К сожалению гениального композитора, он преподавал в Академии эпизодически из-за плохого самочувствия.
В 1979 году Генрик Горецки уходит в отставку, будучи уже профессором, но не по состоянию здоровья. На протяжении всего периода преподавательской деятельности композитора, партийные чиновники часто вмешивались в дела Академии. По словам Горецки, «они, как маленькие собачки, всегда тявкали». В тот год руководство Польши не позволило папе Римскому Иоанну Павлу II посетить страну. Это произошло именно в 1979 году и стало причиной ухода Горецки со своего профессорской поста. Тогда же композитор организовывает «Католический клуб интеллигенции», который активно борется с полицейским режимом в стране.
Вершиной творчества Генрика Горецки стала Третья симфония для сопрано с оркестром «Симфония скорбных песнопений», написанная в 1976 году. Ее, и всю музыку, написанную композитором в 70-е и позже, называют образцом «сакрального минимализма». В либретто Третьей симфонии Горецки использует три текста: плач 15 столетия, письмо на стене в тюрьме гестапо, написанный девочкой-подростком, в Закопане, и силезская народная песня о боли матери, потерявшей сына на войне. Тема «разлука смертью» была навеяна событиями второй мировой войны, в которой Польша стала средоточием всех концентрационных фашистских лагерей, сжигавших миллионы людей в специально построенных для этого печах.
Одну из видеозаписей Третьей симфонии, сделанной на месте катастрофы, в мемориальном музее «Холокост», можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=miLV0o4AhE4&feature=artist/
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать