«Долгая дорога в дюнах»: истории со съемочной площадки

The Epoch Times20.05.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:51
Семи серийный фильм режиссера Алоиза Бренча 1981 года не только первый сериал в истории Латвии, это и первый не запрещенный фильм о неоднозначной судьбе латышского народа, о ссылках в Сибирь. Тем не менее, отношение к сериалу «Долгая дорога в дюнах» противоречиво, возможно, по той причине, что фильм был создан по заказу «центра» и претерпел значительную цензуру, в результате чего Сибирь в фильме скорее напоминает курорт, чем место ссылки.
«Долгая дорога в дюнах». Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня и Ромуалдас Раманаускас в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня и Ромуалдас Раманаускас в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Эдуард Павулс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Эдуард Павулс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня  и Ромуалдас Раманаускас в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня и Ромуалдас Раманаускас в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня  и Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня и Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Паул Буткевич и Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Паул Буткевич и Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
«Долгая дорога в дюнах». Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах». Фото с сайта sovetskiymultik.at.ua
Думаю, немного будет тех, кто не знает, о чем повествует история 7-серийной телевизионной ленты. Поэтому напомню лишь анонс фильма: «Действие фильма охватывает долгий период времени — с 1939 года до наших дней. Место действия картины — небольшой рыбацкий поселок на берегу Рижского залива. В центре событий история любви Марты и Артура. Их судьбы, как и судьбы других действующих лиц, тесно связаны с историческими перипетиями тех суровых лет.

Идея о создании многосерийного исторического фильма родилась задолго до его постановки. В то время автор сценария Олег Руднев был председателем комитета Кинематографии Латвийской ССР. Благодаря этой его должности и связям в Москве, им с режиссером-постановщиком Бренчем удалось уберечь от цензуры многие эпизоды, они вдвоем постоянно ездили в Москву сражаться за свои права.

В то время сериалы не снимались и не демонстрировались, к тому же, «Долгая дорога в дюнах» была первая работа, в которой затрагивалась тема высылки в Сибирь, тема, которую до этого упоминать было не принято. Но, коллеги не зря считали Бренча художником с удивительной «чуйкой» и «нюхом» — если он взялся за проект, тот непременно станет популярным, и к его созданию стоит приложить усилия.

Пока Виктор Лоренц в поте лица трудился над доработкой сценария, проходила активная работа по подбору актеров. Бренч всегда давал предпочтение литовским актерам, питая к ним необъяснимые симпатии, таким образом в ролях Артура и Рихарда к проекту присоединились Юозас Киселюс и Ромуалдас Раманаускас.

Изначально в главной роли Марты вместо Лилиты Озолини должна была сняться уже известная российским зрителям по фильму «Родная кровь» Вия Артмане; на роль Артура и Рихарда пробы проходил Ивар Калниньш.

Исполнительница роли Марты Лилита Озолиня вспоминает, что фотопроб с исполнителем роли Артура Юозасом Киселюсом было совсем мало — режиссеру важно было лишь увидеть, как главные герои смотрятся вместе.

Работать с мастером по постановке детективных историй Бренчем было интересно. Хотя многие о режиссере говорят, что он безжалостен к актерам, тем не менее, Бренч или попросту Алик, как его величают коллеги, — это режиссер, который прислушивается к творческим советам актера, старается акцептировать его желания.

Когда Индре Бурковской предложили роль подруги Марты Бируты, она была еще совсем молодая и неопытная актриса. В ее воспоминаниях осталось внимательное отношение к актерам со стороны съемочной группы — в одной из сцен ей после разговора с Мартой надо было бежать в море купаться, но вода тогда была очень холодной. Когда она выбегала из воды, на берегу ее уже ждали заботливые руки с полотенцем. По словам Индры, такие «мелочи» очень вдохновляют актера.

Индра вспоминает, что после показа сериала по центральному телевидению, она с восторгом обнаружила, что на улице узнают не только исполнителей главных ролей, но и ее. Ну а таксисты, независимо от их национальности, с тех пор возили ее бесплатно.

Коллеги знали, что режиссер Бренч на съемочной площадке настоящий натуралист, для него важно, чтобы все было по-настоящему.

Курьезный случай из съемок одного эпизода вспоминает исполнитель роли рыбака Хенриха Паул Буткевич: «Сцену, где рыбаки тонут во время бури, снимали не далеко от берега, но глубина была достаточная, чтобы утонуть по-настоящему. Маленький кораблик винтом создавал волны, а пожарная машина с берега обливала нас «дождем». Мы — Юозас Киселюс, Улдис Ваздикс и я — держались за борт лодки, а Бренч стоял на платформе и непрерывно орал в мегафон: «Мужики, вы тонете! Мужики, вы тонете!» И мы действительно чуть не утонули — резиновые сапоги наполнились водой и тянули ко дну, а Алик продолжал кричать: «Мужики, вы тонете!» Мы как кролики барахтались в воде и тонули всю ночь. Теперь из нас утопающих остался только я один — Киселюс и Ваздикс уже на том свете».

Паул Буткевич не чужой для российского зрителя актер. С 1980 по 1991 он жил в Москве, был утвержден на роль Штирлица в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Но потом начались интриги, были и такие, кто утверждал, что латыш не может играть русского разведчика.

Шумиха дошла до министра культуры СССР Фурцевой и до Брежнева. Тогда и решили, что вместо Паула Буткевича сыграет Вячеслав Тихонов, он и роста такого же, так что сшитые костюмы ему подошли.

Еще один яркий пример натуралистического подхода Бренча к съемочному процессу вспоминает актер Арий Гейкин, исполнивший роль трактирщика Аболтиньша: «Снимали сцену, когда мы приходим к Озолсу и убиваем его собаку. Озолс в возмущении хватает меня за грудки, срывая при этом с рубашки все пуговицы. Эпизод снимался многократно, и после каждого заснятого дубля пуговицы на рубашке пришивались снова и снова».

После выхода фильма в эфир, актера Гейкина часто узнавали на улице, как трактирщика Аболтиньша. Однажды актер ехал в троллейбусе, когда какой-то старик в изумлении обратился к нему: «Гейкин, ты что здесь делаешь? Ты же сел в лодку и удрал! Зачем вернулся?»

Арий Гейкин рассказывает, что узнавали его не только в Латвии, в Америке и в Израиле к нему подходили на улице и спрашивали, не снимался ли он в фильме «Долгая дорога в дюнах».

Актеры не раз подчеркивали виртуозность режиссера Алоиза Бренча как монтажера, однако, он всегда точно знал, чего хочет, и не делал никаких экспериментов. У Бренча все было четко спланировано, он знал, какие эмоции испытает зритель, видя конкретный эпизод. На съемочной площадке Бренч не искал вдохновения, режиссер работал быстро, будучи уверенным, что фильм станет популярным.

После выхода киноленты на экраны Марту из сериала «Долгая дорога в дюнах» полюбили зрители во всем Советском Союзе, а Лилита Озолиня стала идеалом женщины, по крайней мере, на ближайшие двадцать лет.

Вспоминая о съемках эпизодов в Сибири, Озолиня говорит о прочувствованной связи между происходящим в киноленте и трагедией из жизни ее родителей: «В нашей семье была сестра Вия, три года старше меня. Когда родители из Эльбы возвращались в Латвию, сестра в поезде замерзла на руках у мамы. Снимаясь в сцене, где мы во время пурги ищем в лесу моего сына, я мысленно прочувствовала эту трагедию до самых кончиков нервов».

Актриса говорит, что нередко ей приходили письма с надписью на конверте: «Рижская киностудия, Долгая дорога в дюнах, Марта». Бывали и письма, в которых люди напоминали, что отображенный в фильме исторический период на самом деле был намного более суровым и жестоким, упрекали создателей ленты в том, что по фактам прошлись поверхностно, и многое сгладили. Были и такие, кто считали, что, если не можешь говорить открыто, то лучше молчать, чем рассказывать небылицы и полуправду.

Да, с исторической точки зрения фильм нельзя считать правдивым отображением событий того времени, его следует воспринимать как романтическую историю о любви и верности, о войне и судьбах людей в круговороте знаменательных событий.

Но, благодаря сериалу «Долгая дорога в дюнах» люди даже в самых отдаленных городах и селах бывшего союза узнали, что на берегу Балтийского моря живет такой народ — латыши, узнали о нелегкой судьбе этих людей, об их культуре. При просмотре киноленты они каждый вечер сопереживали ее героям, прониклись уважением к доселе чуждому для них народу.

Не это ли лучшее, что может сделать кинематограф — способствовать взаимопониманию между людьми во всем мире?

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА