Петра – древняя и прекрасная

The Epoch Times21.11.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26

Петра — один из древнейших и необычных городов на земле. Его расцвет пришелся на II тысячелетие до н.э., Он был на много столетий совершенно забыт и потерян для нашей цивилизации, и только в 19 веке обретен вновь.

Храм Эль-Хазне - сокровищница фараона - прекраснейшее здание Петры. Фото: adventure-travel.org.uk


Храм Эль-Хазне — сокровищница фараона — прекраснейшее здание Петры. Фото: adventure-travel.org.uk

Расположена Петра в современной Иордании, примерно в 100 км к северо-востоку от города Акаба, стоящего на берегу Красного моря. Она на 660 метров возвышается над окружающей её долиной Аравы. Впервые название Петра встречается в греческом переводе Библии Септуагинте. В древности вдоль Петры проходила знаменитая «дорога благовоний», недалеко от нее находится гора Небо, на которой по преданию умер Моисей, так и не войдя в землю обетованную. Рядом с Петрой тянется длинное узкое ущелье Зик, стены которого поднимаются на высоту до 100 метров. Здесь Моисей ударом жезла извлек воду из скалы, и в настоящее время высохшая речушка в каньоне Петры называется «Вади-муса» — река Моисея.

Ущелье из розового камня - вход в древнюю Петру. Фото: freerepublic.com


Ущелье из розового камня — вход в древнюю Петру. Фото: freerepublic.com
Древнее название Петры — Села, перевод семитского названия Ха-Села, что означает «скала», «камень», в переводе на греческий — Петра. Первые обитатели этого места — эдомиты (идумеи) образовали маленькое государство Эдом со столицей Села. Уже в библейские времена Села процветала, находясь на пересечении торговых путей с Востока на Запад. Расположение Селы внутри скального массива давало большое преимущество городу во время защиты от неприятеля в период расцвета Эдома. Заклятым врагом Эдома (согласно Библии) был Израиль, постоянно воевавший с коренным населением края за «землю обетованную». В конце VIII века до н.э. Села была завоевана иудейским царем Амацией, но ненадолго.
Так как эдомиты и иудеи постоянно воевали, последние их, мягко говоря, недолюбливали и желали им скорой погибели. В связи с этим, в Библии имеется пророчество Иеремии такого содержания: «О Едоме так говорит Господь… Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселине скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь… там ни один человек не будет жить» (Иеремия 49,7; 16,18). Ему вторит другой библейский пророк Иезекииль: «Простру руку мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею» (Иезекииль 25,13).

Через тысячу лет пророчества сбылись, город был разрушен и жители его покинули. Но это была уже не Села в Эдоме, а Петра в Римской империи, и жили в нем набатеи.

На рубеже 4-3 столетия до н.э. в этих местах поселились племена набатеев — народа аравийского происхождения, которые населяли северную часть Аравийского полуострова. Набатеи вытеснили идумеев с этой территории, частично смешавшись с ними. Первое упоминание о набатеях датируется 312 годом до н.э., когда они оказали отчаянное сопротивление ливанским грекам, поддерживаемым войсками Александра Македонского. После этой войны образовалось Набатейское царство, территория которого включала современную Иорданию, частично Израиль и Египет (Синайский полуостров), Палестину, восточную часть побережья Красного моря, на Севере — до границы с Сирией по линии Тир-Дамаск. Столицей его стала Петра.

Амфитеатр Петры. Фото: turoved.ru


Амфитеатр Петры. Фото: turoved.ru
По территории Набатейского царства проходил знаменитый торговый путь из стран Азии — Китая, Индии, Индокитая — в Грецию, Египет и в набирающую силу Римскую империю. Морским путем товары доставлялись до порта Аила в Красном море, оттуда — до столицы царства Петры, далее товар следовал до Средиземного моря и перегружался в Газе или Риноколуре на корабли, и далее товары поставлялись всему западному миру. Пошлину брали только один раз за весь путь — в Петре, в размере 25% от стоимости товара, что считалось в то время недорого. Царство набатеев процветало.
Римляне не могли смотреть на это спокойно. Они начали войну с Петрой, но потерпели поражение. Знаменитый полководец Помпея Скавр снял осаду города. Позднее набатеи сами пошли на союз с римлянами. Они поддержали отряды Юлия Цезаря при осаде Александрии, после его смерти они примкнули в триумвирату и уничтожили флот Антония и Клеопатры в Красном море, воспрепятствовав тем самым им бежать в Индию. После смерти последнего набатейского царя Рабелла II в 106 году н.э. римляне подчинили себе Набатею. Петра стала называться Петреей Аравийской и служила столицей провинции Аравия Петреа до времени императора Адриана, пожаловавшего Петрее титул метрополии.Культура набатеев сложилась под влиянием древних греков, активно селившихся в Египте и по всему Ближнему Востоку — в областях, примыкавших к Аравии. У арамейцев набатеи переняли письменность, и на ее основе создали свое письмо — прототип арабского письма. Они продолжили строительство Петры, придав ей изысканный облик древнегреческих городов. Затем в архитектуру внесли свою лепту римляне, но они не смогли затмить древних мастеров.

Проходили века. В Сирии образовался новый коммерческий центр — Пальмира, торговые пути сместились, и Петра начала хиреть. В IV веке н.э. жители покинули город. Точную причину исхода жителей археологам установить так и не удалось. Одной из версий называют сильное землетрясение 363 года н.э., разрушившее город. В это же время из города ушла вода (вероятно, также в результате землетрясения). Вслед за водой ушли и жители. Они покидали свою столицу организованно и не спеша, так как при раскопках археологи не нашли ни материальных ценностей, ни монет. На долгие времена Петра оказалась забытой, и в ней никто не бывал, кроме кочевников-бедуинов.

Наступил 19 век. Неугомонные европейцы проникают повсюду, стремясь разгадать загадки истории. Отважным путешественником и исследователем мусульманского мира был Иоганн Людвиг Буркхардт — швейцарец, которому принадлежит честь открытия Петры для современной цивилизации.

Это был замечательный человек. О его жизни можно написать целый роман. Родился Буркхардт в Лозанне в 1784 году, с юности он готовил себя к походной жизни, полной опасностей. С непокрытой головой он долго ходил под палящим солнцем, спал на голой земле и твердом полу, питался овощами, пил только воду. Он изучал химию, медицину, занимался в университетах Лейпцига и Гёттингена, затем продолжил свои занятия в Кембридже и там изучил арабский язык. Англичане и финансировали его экспедиции. В 1809 году Иоганн Буркхардт покинул Англию и отправился на Восток.

Прекрасно зная Коран, Буркхардт выдает себя за мусульманского индуса-богослова, приняв имя Ибрагима-ибн-Абдаллаха, и направляется в Сирию, чтобы оттуда начать поиски Петры. Правда, по одной из версий, Иоганн искал могилу пророка Аарона, которая находится на горе Хор неподалеку, и уговорил проводника-бедуина провести его кратчайшим путем. По другой — в Сирии он услышал о существовании этого загадочного города в скалах, и стремился его найти. Так или иначе, но в 1812 году, переодевшись купцом, неотличимым от паломника-мусульманина, он пробирается через Акабу в Египет, и по дороге узнает, что легендарная Петра находится совсем рядом. Недалеко от селения Эль-Карак он нашел несколько медных монет, на которых по-гречески было написано «Петра», а местные жители к тому же сообщили, что в этих местах находят и золотые и серебряный монеты. Уйти оттуда, не попытавшись отыскать Петру, он не мог.

Местоположение города среди высоких скал достаточно точно описывалось в трудах древних географов — Диодора, Эратосфена и Страбона, и Буркхард решил тщательно исследовать окрестные скалы. Поиски привели его в долину Вади-Муса, про которую на Востоке говорили, что там таятся несметные богатства. В сопровождении только одного проводника-бедуина Иоганн пробирается через совершенно пустынную местность и, наконец, вступает на тропу в ущелье Сик, стиснутую отвесными стометровыми скалами.Ущелье (длиной около километра, узкое и извилистое) постепенно сужается до двух метров, лучи солнца не проникают сюда, но затем оно расширяется и выходит к оврагу, на дне которого — пересохший ручей Вади-Муса, акведук между скалами, ниши, выдолбленные в скалах с постаментами для статуй. Дальше скалы уже были покрыты рельефными украшениями, письменами на всех древних языках, еще несколько шагов, ущелье закончилось… и Буркхардт попал в другой мир!

Прямо перед ним возник древний прекрасный храм, выдолбленный в скале из розового песчаника — изумительное творенье давно умерших древних мастеров. Двухъярусный фасад храма высотой до 40 метров увенчан огромной урной — древним символом богатства. Храм, украшенный колоннами и рельефными женскими фигурами, переходит в пещеру — огромный зал высотой до 8 метров, вырубленный прямо в скале. Потолок и стены зала были гладкими, галереи из него вели во внутренние палаты, украшенные колоннами и колоссальными статуями, в свете колеблющегося пламени факела они оживали, словно проснувшись от векового сна и, казалось, улыбались ошеломленному путешественнику.

Рядом с палатами в храме Иоганн обнаружил небольшие залы-усыпальницы. Проводник-бедуин пояснил совершенно потрясенному исследователю, что это — дворец фараона, который жил здесь когда-то, потом все умерли и дворец превратился в гробницу, хранящую память о мертвых.

Храм этот сейчас называют Хазнет Фируан (Эль Хазне — казна — или Эль Фарун — фараон) — сокровищница фараонов, либо просто «казначейство», так как здесь хранилась казна богатой Петры, и именно здесь собирали пошлину с купцов, отдыхавших в городе. (Предполагают, что первоначально это был храм египетской богини Исиды, и ученые до сих пор не знают, с помощью каких приемов он был высечен в скале, и каков его точный возраст. Также есть предположение, что водосток, проложенный в храме, предназначен для крови, стекавшей при совершении религиозных ритуалов, так как о религии набатеев почти ничего не известно.) Строительство этого храмы было спланировано в бывшем русле реки, которое было изменено, для чего в скале был прорублен тоннель, отводящий поток воды, и построена серия плотин.

Буркхард стал осматривать мертвый город. Ему попадались все новые и новые высеченные в скалах храмы, дворцы, гробницы, все они были прекрасны. Фасады имели пирамидальную форму, все были украшены чрезвычайно искусной и разнообразной резьбой, рисунок нигде не повторялся. Наконец он вышел к амфитеатру — около трех тысяч его сидений все были высечены в скале! Дальше — развалины домов, мавзолеев, гробниц. Вырубленные в скалах жилища, уходящие вглубь скал, склепы, храмы…

Окончание следует…

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА