Кража, потрясшая Китай
Полицейские патрулируют 18 мая вход в музей Запретного города в Пекине. В верхнем правом углу видна камера безопасности. Фото: Feng Li/Getty Images
Весь Китай находится в недоумении от работы органов государственной охраны по поводу недавней кражи, произошедшей в музее Запретного города в Пекине.
8 мая вор проник в «тщательно охраняемый» музей и выкрал семь экспонатов, предоставленных частным гонконгским музеем г-жи Лян И Цан.
Восемь часов спустя, бюро общественной безопасности Пекина объявило, что дело раскрыто, а вор арестован в Интернет-кафе.
История, рассказанная полицией, вызывает недоумение. Судя по всему, кража совершена умелым и опытным похитителем, а полиция утверждает, что экспонаты выкрал начинающий вор.
Предполагаемый вор Ши Бокуй — безработный сварщик ростом в 1,6 м, никогда не нарушавший закон. Во время посещения дворца ему в голову якобы вдруг пришла идея о краже.
По словам полиции, он спрятался где-то внутри дворца и ждал, когда все покинут помещение. Затем он направился к экспозиции, разбил витрину, проделал дыру в декоративной стене и украл экспонаты на сумму около миллиона долларов.
Каким образом это могло произойти? Газета Jinyangwang-Xinquaibao в своей статье от 12 мая написала, что дворец имеет «лучшую охрану в Пекине».
Считается, что дворец обеспечен четырьмя уровнями системы безопасности: охранники, техническое оснащение, аппаратура и собаки. Во дворце имеется 1600 сигнальных детекторов на случай кражи, 3700 детекторов дыма и 400 камер наблюдения. Все это оборудование включается, когда музей закрывается.
Весь «Запретный город» находится под наблюдением камер слежения, не имея ни одной «слепой» зоны. Кроме того, его охраняют 100 патрульных собак. Каким образом непрофессиональный вор сумел обойти всю эту систему безопасности?
Существует две версии. Первая: система безопасности на самом деле вообще никогда не устанавливалась. Вторая: было организовано лишь некое подобие системы безопасности.
У общественности есть право узнать, кто предложил, установил и тестировал систему. В конце концов, все оплачивается из кармана налогоплательщиков, у которых есть веские основания сомневаться относительно того, на что пошли их деньги.
Еще одна версия — во дворце действительно установлена вышеописанная система безопасности, однако в ту ночь она была отключена. Но это невозможно. У полиции есть признание Ши Бокуя. Однако когда дело необходимо срочно раскрыть, китайская полиция не стесняется выбивать признания. Возможно, Ши Бокуй — это всего лишь козел отпущения, или же у него были сообщники, о которых полиция предпочитает не сообщать.
Историю довершает фантастический побег Ши Бокуя. Патрулирующим охранникам удалось его засечь. Но затем, по словам полиции, этот невысокий человек запрыгнул на крышу, забрался на стену, без каких-либо травм спрыгнул с 10-метровой стены, а затем ушел. Причем, сам Ши говорил, что уволился с работы сварщика, потому что боится высоты.
«Охрана» китайской культуры
Вне зависимости от того, как на самом деле выглядела эта история, в руководстве музея Запретного города должны найтись люди, готовые взять на себя ответственность за исчезновение экспонатов, а не довольствоваться тем, что вор пойман.
По крайней мере, директор, отвечающий за безопасность, должен что-то сделать, например, провести расследование, проверить систему безопасности и объяснить ситуацию простым гражданам. Однако руководство музея, по всей видимости, не особо обеспокоено произошедшей кражей, не сработавшей системой безопасности и даже репутацией музея.
И уж совсем обескураживает то, что заместитель директора дворцового музея, который отвечает за безопасность, вручил полиции вымпел с благодарностью.
На фото, опубликованном в Интернете, видно, что на флаге написано десять иероглифов, по пять с каждой стороны. На одной стороне написано: «Потрясая процветание Родины», под которым, по мнению многих, подразумевалась фраза «Охраняя процветание Родины». Слова «потрясти» и «охранять» записываются двумя разными иероглифами, которые читаются одинаково.
Тактика, использованная директорами, по-китайски называется «превратить плохую вещь в хорошую» или «извлечь выгоду из убытка». Коммунистическая партия Китая (КПК) использует эту тактику постоянно. Когда происходит какое-нибудь природное бедствие либо случается какое-нибудь неприятное происшествие, КПК пользуется случаем расхвалить себя.
Три года спустя после землетрясения в Сычуани страдания жертв по-прежнему замалчиваются. Расследование причины массового разрушения школ и гибели детей закрыто. Лица, которые попытались провести собственное расследование, например, Тань Цзожень, Хуан Ци и Ай Вэвэей посажены в тюрьму либо похищены. А китайские СМИ по-прежнему кричат о том, как велика компартия.
Дворцовый музей, по сути, не имеет ничего общего с Запретным городом. Это всего лишь еще один филиал компартии, а для нее выдача благодарственных грамот — одно из самых любимых занятий.
После того, как руководство музея столкнулось с критикой и насмешками в свой адрес, заместитель директора музея заявил, что иероглиф «потрясти» был использован правильно. То, что руководство музея использовало неправильное слово — уже само по себе плохо. Нежелание признавать ошибку еще хуже.
Даже ученик начальной школы в состоянии увидеть разницу между двумя этими словами. Музей Запретного города находится на вершине культурной пирамиды Китая. По логике, те, кто работают там, не только не должны делать ошибки, но и быть в состоянии исправлять чужие, когда речь заходит о китайских иероглифах.
Подобная ошибка никогда бы не произошла на Тайване или в дореволюционном Китае (до 1949 г.). После антиправой кампании 1957 г., «Культурной революции» и произошедшей в последние годы массовой коммерциализации в Китае мало что осталось от подлинной китайской культуры, даже в музее Запретного города.
После второго раунда стратегического диалога на высоком уровне между Китаем и ЕС, государственный советник Китая Дай Бинго заявил: «Китай — это страна с древней историей, цивилизацией и политическим опытом». Это правда. Но какое отношение ко всему этому имеет компартия?
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать