«Фейсбук» в Китае оказался в тупике?


Исполнительный директор «Фейсбук» Цукерберг столкнулся с китайской дилеммой: подвергать цензуре или нет? Фото: AFP/Getty Images Исполнительный директор «Фейсбук» Цукерберг столкнулся с китайской дилеммой: подвергать цензуре или нет? Фото: AFP/Getty Images «Фейсбук», крупнейшая социальная сеть в мире, готовится выйти на китайский рынок. Согласно сообщениям, это может принять форму совместного предприятия с крупнейшим китайским поисковиком «Байду». Надо отметить, что «Байду» не сумел бы получить статус крупнейшего поисковика в стране без сотрудничества с коммунистической партией Китая. Основная проблема для «Фейсбук» состоит в следующем: если он начнет свою работу в Китае, то ему придется принять условия жесткой цензуры и контроля над информацией.

Способна ли компания, основанная на принципах открытости и коммуникабельности, завоевать рынок, который отличается повсеместным контролем и идущей сверху пропагандой?

Основатель «Фейсбук» Марк Цукерберг посетил Китай 24 декабря 2010 г., где он встретился с руководителями четырех крупнейших китайских информационных компаний - «Байду», China Mobile, Sinaи Alibaba. Вскоре после того, как он уехал, Голдман Сакс инвестировал в «Фейсбук» 450 миллионов долларов, сообщает New York Times. Перед «Фейсбук», который планирует войти в Китай, стоит неизбежная дилемма: должен ли он согласиться с политикой коммунистического режима в отношении цензуры в Интернете?

Коммунистический режим безжалостно борется со свободой выражения мнений. Возможно, «Фейсбук», стремящийся начать работу в Китае, имеет хорошие намерения, но он может закончить как «Google»: сначала пойти на компромиссы, затем отказаться от уступок и в конечном итоге окажется вынужденным уйти.

Если «Фейсбук» пойдет на уступки в цензуре (например, не будет позволять отдельным пользователям, таким, как последователи Фалуньгун, писать о своей практике), он предаст собственные идеи. Однако в партийном государстве китайским гражданам не позволено открыто писать в Интернете то, что им хочется. Так каким же образом «Фейсбук» собирается избежать цензуры?

В настоящее время еще ни одной компании не удалось монополизировать китайский рынок социальных сетей. «Женьжень», крупнейший социальный сайт Китая, известный также как китайский «Фейсбук», дебютировал на Нью-йоркской фондовой бирже 4 мая. Его показатели в первый день взлетели на 50%, на следующий день упали на 30%, а 11 мая были ниже эмиссионной цены.

Эта неустойчивость недавно стала заметна и на показателях китайских Интернет-компаний, включая Youku, Dangdang и Qihoo 360. Поэтому вопрос о том, станет ли «Фейсбук» привлекательнее в глазах инвесторов в случае выхода на китайский рынок, очень спорный.

Предметом для еще одного беспокойства является проблема конфиденциальности. Одним из главных предметов гордости для «Фейсбук» - это то, что сотни миллионов людей доверяют этой социальной сети, делясь своими личными данными. Но работа в Китае чревата тем, что китайские власти могут потребовать предоставить информацию о пользователях. Это приведет к резкому ухудшению имиджа «Фейсбука».

Большое количество информации на «Фейсбуке» может стать еще одним инструментом для наблюдения и выслеживания диссидентов в уже и без того богатом арсенале средств китайской службы общественной безопасности.

Когда Google вышел на китайский рынок, он предпочел не связываться с местными компаниями. Такой подход означал отсутствие защитного щита против бюрократии коммунистической партии, но вместе с тем большую независимость.

Если «Фейсбук» станет партнером «Байду», пользователи могут удалить свои аккаунты в знак протеста, учитывая, что «Байду» имеет историю тесного сотрудничества с властями.

Самой большим вопросом для компании, с точки зрения деловых перспектив, является то, каким образом можно завоевать значительную долю рынка. Особенно учитывая факт, что местным китайским компаниям, часто при вынужденном сотрудничестве с режимом, приходилось ловить пользователей. У «Фейсбук» также есть связи с прозападными организациями. Сможет ли он преуспеть в такой ситуации?

Стоя перед лицом стольких трудностей, связанных с вопросами бизнеса, этики и имиджа, «Фейсбук» должен подумать дважды, прежде чем он вступит на китайский рынок.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Китайский школьник продал почку, чтобы приобрести iPad 2
  • Частная компания защитила свое здание от незаконного сноса
  • Супер конфузия
  • Акты вандализма в Гонконге, совершенные пионерами из материкового Китая
  • Кража, потрясшая Китай

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top