Правозащитник Ирина Пайкачева: Права человека – это наша общая универсальная ценность

The Epoch Times09.06.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:51
Правозащитник Ирина Пайкачева - член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Мурманской области. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Правозащитник Ирина Пайкачева — член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Мурманской области. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Ирина Пайкачева из Мурманска оказалась в числе задержанных в Минске правозащитников вместе с президентом российского Центра развития демократии и прав человека Юрием Джибладзе и представителями Международной наблюдательной миссии Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси.

В интервью с корреспондентом газеты «Великая Эпоха» правозащитница рассказала о ситуации с правами человека в Беларуси и в России.

— Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, как Вас депортировали вместе с другими российскими правозащитниками из Беларуси

И.П.: В Минск я приехала 4 мая на пресс-конференцию представителей комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Республике Беларусь. Она должна была состояться в офисе правозащитного центра «Весна».

На ней предполагалось представить доклад комитета о правовом анализе событий 19 декабря 2010 года, когда на центральные улицы Минска вышли несколько тысяч людей, чтобы выразить свое мнение об итогах выборов. Тогда власти заявили, что акция не была санкционирована, и к участникам применили карательные меры. Многих задержали.

Однако презентации доклада не суждено было состояться. Офис окружили милиционеры, начали проверять документы, задержали правозащитников. Правда, всех отпустили потом.

А вечером 6 мая в квартиру, в которой вместе со мной проживали россиянки Любовь Захарова и Екатерина Коростелева, вновь постучались милиционеры. Они были без формы, у них не было ордера, поэтому мы им не открыли дверь. Тогда они отключили нам Интернет и электроэнергию. Но после того, как прозвучали угрозы вскрыть замок с помощью дрели, мы вынуждены были впустить их.

То, что произошло с нами, нельзя назвать депортацией или выдворением, потому что в этом случае предполагается решение суда. Просто один чиновник решил проявить свою волю и выписал распоряжение о нежелательности пребывания нескольких человек на территории Беларуси.

— Насколько ситуация с правами человека в Беларуси отличается от российской?

И.П.: Хотя в целом ситуация с правами человека в нашей стране схожа с ситуацией в Беларуси, некоторые «правила» даже у нечувствительных к их нарушениям россиян вызывают недоумение.

В скверах, парках и других публичных местах там не принято собираться более трех человек. Милиция в дом может прийти в любое время дня и ночи, и вы обязаны открыть им дверь. Ну, а выставить «за дверь» из страны без суда и следствия позволяет себе, как показывает наш опыт, любой милицейский чин.

При этом вам выписывают уведомление о нежелательности пребывания в Беларуси без всякого объяснения причин и ссылки на законодательство. В них обычно предписывается нарушение правил пресечения белорусской границы. Мне, к примеру, грозит срок заключения в тюрьме, если вновь буду замечена там.

И в то же время 31 мая на Триумфальной площади в Москве я наблюдала, как российские власти демонстрировали полное нежелание услышать, что хочет народ.

Оппозиции буквально не давали открыть рот. Людей, шедших на митинг, в том числе и меня, прогоняли сквозь строй полиции, спецназа, других силовиков. Активистов задерживали уже на подходах к месту проведения мирного митинга. Да и после его разгона людей преследовали на примыкающих улицах и в переулках. Родственникам не сообщали о задержании. В некоторых РОВД общественные наблюдатели зафиксировали грубые нарушения условий содержания задержанных. Так что не скажу, что у нас ситуация с правами человека лучше, чем в Беларуси.

— Многие эксперты оценивают режим Лукашенко как тоталитарный. Насколько эффективно может влиять международная общественность в своих требованиях к диктатору?

И.П.: Как показывают последние события, представители 15 государств из Международной наблюдательной миссии ведут постоянный мониторинг соблюдения прав человека в Беларуси. В сферу их внимания, в первую очередь, попали уголовные преследования белорусских активистов.

К работе миссии привлечены лучшие международные эксперты по проведению мирных акций, представители таких демократических стран, как Исландия и Франция.

В нашем предварительном докладе, безусловно, учитывалось мнение международной общественности, выраженное в официальной позиции международного сообщества.

Это мнение будет учитываться и при обсуждении решений о принятии возможных международных санкций, а также при принятии решений о выделении кредитов Беларуси.

Российской общественности также не безразлично, как Лукашенко будет тратить кредиты, полученные, в том числе, за счет налогоплательщиков. Я говорю с позиции соблюдения прав человека. В остальных вопросах Беларусь, безусловно, должна вести себя как суверенное государство.

— Что вызывает у Вас наибольшую обеспокоенность, на что обращаете внимание в своей деятельности?

И.П.: Меня волнуют вопросы соблюдения прав человека и уважения человеческого достоинства и свободы личности. Есть немало мест, где это нарушается государством активнее всего: в армии, в тюрьмах, в психиатрических учреждениях, в вопросах миграции, на улице, где человек наиболее беззащитен перед произволом.

Это и есть сфера моих общественных интересов. Но основной моей работой является просвещение в вопросах прав человека.

— В российских регионах ситуация с правами и свободами складывается по -разному, находите ли Вы взаимопонимание с властями в Мурманской области?

И.П.: Правозащитник редко рассчитывает на поддержку властей, ведь он защищает людей от произвола именно со стороны представителей власти. Но все чаще встречаются государственные руководители, которые начинают понимать, что права человека – это наша общая универсальная ценность. Это затрагивает и их интересы.

С такими представителями власти мы находим пути взаимодействия и в Мурманской области, и в других регионах России.

— Благодарю Вас за беседу и желаю Вам успехов.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА