Из истории Тибета. Китайское вторжение


Демонстрация против китайской оккупации Тибета. Фото с сайта  amigo.hiblogger.netДемонстрация против китайской оккупации Тибета. Фото с сайта amigo.hiblogger.net«Проблемы, с которыми мы встречаемся сегодня – вооруженные конфликты, загрязнение Природы, нищета, голод и так далее – в основном созданы самими людьми. Они могут быть решены – но только усилиями самих людей, взаимопониманием, а также развитием чувства братства.
Чтобы сделать это, нам надо воспитывать в себе основанную на милосердии и осознании всеобщую ответственность друг за друга и за ту планету, на которой мы все живем». Тензин Гъямцо (далай-лама ХIV)Годы шли, закончилась вторая мировая война, совершенно не затронувшая Тибет. Китай тем временем готовил вооруженное вторжение в маленькую высокогорную страну. В октябре 1950 года до Лхасы дошли сведения, что восемьдесят тысяч солдат НОАК (Народно-освободительная армия Китая) переправились через реку Дричу к востоку от Чамдо. Китайское радио объявило, что началось «мирное освобождение Тибета».

Тибетцы не имели никакой возможности противостоять китайцам. Тибетская армия так и осталась немногочисленной и необученной, почти полностью отсутствовало современное вооружение, тем не менее, в некоторых районах китайские войска встретили отчаянное сопротивление, хотя исход боев был предрешен. Только Индийское правительство, поддержанное Великобританией, заявило протест КНР. Правительство Тибета в ноябре 1950г. обратилось в ООН с просьбой о поддержке, но, так как Тибет никогда не являлся членом ООН, результата не последовало.

В Лхасе начались волнения, народ стал выражать беспокойство в связи с начавшейся оккупацией северных уездов. В ноябре прибыл в Лхасу Такцер Ринпоче, настоятель монастыря Кумбум. Он был в ужасном состоянии, в течение года он наблюдал, как его общину громят китайцы, и бежал в Лхасу, чтобы предупредить об уготованной Тибету участи. Единственным способом, считал он, было притвориться, что предложения китайцев принимаются, и пойти на сделку с ними. Сам он собирался сложить с себя духовные обеты и ехать просить помощи у американцев. «До сих пор я ничего не знал о китайцах, и еще меньшее представление имел о коммунистах, хотя я слышал, что они принесли страшные бедствия народу Монголии. Кроме того, мне стало ясно, что они не только не религиозны, но на самом деле препятствуют религиозной практике», напишет он позднее в своих воспоминаниях.

Хрупкое перемирие с китайцами было достигнуто, хотя правительство Тибета понимало, что за пределами Лхасы коммунисты создают невыносимые условия для жизни народа.

Китайцы в районе Лхасы вели себя более сдержанно, чем в восточном Тибете, и активное сопротивление уступило место скрытому недовольству. Внешний мир повернулся к Тибету спиной, и даже Индия косвенно признала притязания Китая на Тибет, подписав с Китаем договор, согласно которому Тибет являлся частью Китая.

Вскоре в Лхасу стали поступать тревожные вести о деятельности китайских властей в Кхаме и Амдо (северо-восточные провинции Тибета). Китайцы стали вводить новые налоги на дома, землю и скот, было оценено и обложено налогом имущество монастырей; большие поместья были конфискованы, землевладельцев предали публичному суду и приговорили к смертной казни. Одновременно китайские коммунисты стали проводить облавы на кочевников-скотоводов, так как кочевничество они рассматривали как варварский образ жизни.

Стало осуществляться грубое вмешательство в деятельность монастырей, а местному населению внушались антирелигиозные идеи. Монахи и монахини подвергались издевательствам и публичному оскорблению; их заставляли уничтожать публично насекомых, птиц, крыс и прочую живность, хотя китайские власти знали, что убийство всякого живого существа противоречит буддийскому учению. Если монахи отказывались, их избивали.

К концу 1955 года новости с Востока становились все хуже. Была введена «публичная критика» - излюбленный метод китайских коммунистов. «Преступника» связывают веревкой так, что плечевые кости выходят из суставов. И когда человек совершенно беспомощен и кричит от боли, людей из толпы заставляют выходить вперед и продолжать издеваться над ним.

В начале 1956 года был образован союз «Четыре реки - шесть горных цепей» - традиционное название восточных провинций Кхам и Амдо, который организовал широкое партизанское движение сопротивления. К лету этот союз стал одерживать значительные победы, было разрушено много участков китайской военной дороги, а также большое количество мостов. В результате китайская армия вызвала 40 000 солдат подкрепления, а также произвела воздушные бомбардировки монастырей в Кхаме.

За бомбардировками последовали пытки и казни женщин и детей, мужья и отцы которых участвовали в сопротивлении. Монахов и монахинь стали принуждать публично нарушать обет безбрачия, многие из них были убиты. В целом было разрушено 6000 монастырей.

Правитель Тибета Тензин Гъяцо (далай-лама 14) в отчаянии покинул Тибет. Он уехал в Индию, надеясь получить помощь от индийского правительства. Там он встретился с Неру, и рассказал ему о том, как китайцы захватили Тибет, и как сам далай-лама пытался сотрудничать с китайцами, так как сознавал, что никто в мире не готов признать право Тибета на независимость. Неру ответил: «вы должны уяснить, что Индия не может поддержать вас. Вы должны вернуться в свою страну и постараться работать с китайцами на основе «Соглашения из семнадцати пунктов». Тензин Гъяцо принял решение вернуться в Тибет.

Правительство Тибета пыталось всеми силами сохранить мир с китайскими властями. Тензин ездил по стране, выступал перед большими собраниями народа, на которые приглашал и тибетцев, и китайских деятелей, призывая всех придерживаться принципов «Соглашения из семнадцати пунктов», подписанного с китайским правительством. Тем не менее, на востоке Тибета продолжалась вооруженная борьба, и политический комиссар Тибета попросил Далай-ламу послать туда своего представителя, чтобы предложить борцам за свободу сложить оружие. Представитель был послан, но они не согласились, и к апрелю 1957 года во всем Тибете ситуация вышла из-под контроля.

В марте 1959 года перед Тензином Гъяцо и правительством Тибета встал вопрос: бежать или остаться в Лхасе? Было получено письмо, в котором сообщалось, что китайцы готовят артиллерийский обстрел Лхасы. Шансы успешно прорваться были малы, толпа никого не пропускала во дворец и не выпускала из него, китайцы также учитывали возможность бегства Далай-ламы.

Для охраны Тензина был собран эскорт из трехсот пятидесяти тибетских солдат и пятидесяти добровольцев, беженцев к тому времени набралось около ста человек; все были вооружены. Десять дней спустя отряд достиг городка Лхунцзе Дзонга. Далай-лама остановился здесь на два дня, чтобы официально отказаться от «Соглашения из семнадцати пунктов» и провозгласить формирование своего собственного правительства, представляющего единственную законную власть в стране. Отправленные вперед из Лхунцзе послы далай-ламы вернулись с известием, что правительство Индии готово его принять. Поскольку недалеко от города происходило передвижение китайских войск, отряд спешно направился к индийской границе, которая находилась в 120 милях. Наконец, после трехнедельного путешествия Тензин и его спутники оказались в Индии, в городе Массури. Там же состоялась его встреча с Джавахарлалом Неру – премьер-министром Индии. Неру ясно дал понять, что индийское правительство согласно с политикой Китая по вопросу о правах Тибета. Тем не менее, в течение многих лет правительство Индии оказывало беженцам из Тибета финансовую помощь, несмотря на собственные большие экономические трудности. Вплоть до своей смерти в 1964 году Неру проявлял живой интерес к делам тибетских беженцев.

Так Тибет потерял свою независимость.

В 1987 году на совещании Конгресса США по правам человека Тензин Гъямцо выдвинул знаменитый «План мира из пяти пунктов», в соответствии с которым решение тибетской проблемы виделось в компромиссном варианте принятия статуса Тибетской автономии. План представлялся как программа превращения Тибета в зону мира и предусматривала выведение китайских войск, отказ от ядерного оружия, прекращение использования Китаем Тибета, как места производства ядерного оружия и захоронения радиоактивных отходов. В 1989 году он выдвинул проект превращения Тибета в зону ахимсы (мира и ненасилия). Китайское правительство отвергло все эти предложения.

Волнения в Тибете не прекращаются до сих пор. Особенно крупные столкновения тибетцев с китайскими войсками произошли в преддверии Олимпиады 2008г. 10 марта 2008 года тибетцы вышли на улицы Лхасы и потребовали от правящей Коммунистической партии Китая предоставить Тибету независимость. Акции протеста были жестоко подавлены. По неофициальным данным, на улицах Лхасы и в тюрьмах погибло около тысячи человек, принявших участие в массовых демонстрациях.

В настоящее время власти Китая временно закрыли Тибет для иностранных туристов, так как в марте исполнилось 3 года с начала массовых беспорядков в этом регионе. Китайская компартия неофициально ввела в Цихай-Тибетском нагорье осадное положение. Согласно данным международных правозащитных организаций, в Тибетском автономном районе находится около 300 тысяч солдат регулярной армии КНР, которые размещены в зонах, где преобладают тибетцы, чтобы быстро отреагировать на неожиданные инциденты. Китайские власти постоянно опасаются возобновления беспорядков в стране. История оккупации Тибета еще не закончена.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top