Болонская система образования, ЕГЭ и абитуриент


Проректор Педагогического университета им. Герцена С. А. Гончаров. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Проректор Педагогического университета им. Герцена С. А. Гончаров. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Скоро начнуются вступительные экзамены в вузы. Важно, кто будет принят, не менее важно, будут ли ждать этих выпускников работодатели через пять лет.

Ректоры петербургских вузов делятся своим мнением и дают свою оценку такому не бесспорному явлению, как ЕГЭ, считая, что ЕГЭ становится мерилом нравственности общества.

«Третье поколение» образовательной системы

Высшее образование «третьего поколения» (Болонское) реально стартует в этом году. Об этом сообщил на встрече с журналистами в РИА Новости председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. «Принципиально меняется концепция образования, - говорит ректор, - Теперь повышается значение компетентности специалиста, причем компетентности специалиста и личности в принятии решений и отстаивании своей точки зрения». Студент перестает быть простым «поглотителем» знаний, он становится активным участником процесса образования. Меняется технология образования, лекции перестанут быть «полупроводником» знаний, а потребуют прямого участия студентов.

В. Васильев также считает, что новый порядок высшего образования позволит выпускникам вузов легче устраиваться на работу. Это он объяснил тем, что теперь, перейдя на систему бакалавриата и магистратуры, ректоры будут самостоятельно устанавливать до 30% дисциплин, в которых заинтересованы работодатели, то есть вузовские профессии будут приближены к реальным потребностям жизни. Поэтому в качестве специалитета остается только 50 из 400 направлений подготовки специалистов. Сокращению подвергнется количество профессий гуманитарного направления.

В Петербурге уже существует контракт между промышленными предприятиями и Советом ректоров. В нем разработаны стандарты для оценки квалификации молодых специалистов руководителями предприятий.

Впрочем, вскоре, считает В. Васильева, у выпускников вузов не будет больших проблем с трудоустройством по другой причине. Демографический спад середины 90-х годов скажется к 2012 году на резком сокращении числа студентов, и выпускники будут востребованы.

В этом году петербургские вузы по-прежнему предоставят 26 тысяч бюджетных мест. Ректоры считают, что, в основном. на них будут претендовать абитуриенты из других регионов. По статистике последних лет, только 40% мест в вузах занимали петербуржцы. Петербург всегда привлекал качеством образования. Например, «Педагогический университет им. Герцена, - поясняет его проректор Сергей Гончаров, - занимает первую строчку в рейтинге вузов России, готовящих учителей».

Кем хочет стать абитуриент?

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…». Сегодня абитуриента для определения свого направления в жизни и выбора профессии не всегда устроит ответ отца. Ему нужно изучать рейтинг. Рейтинг популярности специальностей в петербургских вузах остается неизменным уже несколько лет, считают ректоры. Абитуриенты стремятся стать юристами и экономистами, менеджерами и госслужащими, работать с иностранными языками и заниматься связями с общественностью. Куда собрался поступать выпускник, показывает и выбор ЕГЭ. Больше всего по России сдают ЕГЭ по обществознанию, физике, истории.

Сайты различных направлений соревнуются в предложении своих исследований по рейтингам популярных профессий. ВЦИОМ сообщает, что самыми востребованными по-прежнему являются юристы, специалисты по банковскому планированию, менеджеры по связям с инвесторами и внутренним связям и… стоматологи.

Самыми же востребованными на рынке труда являются организаторы торговли и логистики, специалисты по IT и телекоммуникациям, переводчики. Для сравнения, в США рейтинг специальностей определяется, в первую очередь, уровнем зарплаты и отсутствием стресса. Первыми в их рейтинге являются менеджеры Интернет-сайтов, статистики и различные специалисты по компьютерным технологиям.

Если бы сегодня крошка сын, например, сказал отцу: «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…», он бы поразил этим не только отца.

ЕГЭ и не только

В. Васильев сказал: «Любой ректор хочет найти мотивированного, своего абитуриента». Этого трудно добиться с помощью одного ЕГЭ. Ректор не против ЕГЭ, но считает, что он не должен быть единственным «входом» для поступления в вуз: «Если есть один вход, то его всегда захотят обойти, это же Россия», - заметил он.

ЕГЭ следует дополнить «послужным списком», чтобы узнать «всю траекторию обучения школьника, его участие в олимпиадах, общественной жизни, спортивных соревнованиях». «Это помогает выявить талантливых и мотивированных молодых людей. ЕГЭ сегодня стал мерилом морального уровня общества, качества отношений в обществе», - дополнил ректор вуза сервиса и экономики Александр Викторов.

Однако основная часть вузов сегодня принимает абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ.

На вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в России в перспективе, ректоры отвечали с учетом специализации их вузов:

- информатика, фотонные технологии и биоинженерия, - финансовый менеджмент и логистика, - конкурентноспособный сервис - все, что связано с системой человека, - завершил список проректор Педагогического университета С. Гончаров, и добавил: «Мир переходит к когнитивному обществу, поэтому так важны компетентность и самостоятельность. Только из ЕГЭ не видно развития человека, его отношения к процессу обучения и способности мыслить. Обществу нужен свободно мыслящий человек».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Специализированные выставки проходят на Нижегородской ярмарке
  • Двигатели Ту-134 были исправны
  • Страшное преступление, совершенное подростками
  • Ветренное Ивановское лето 2011 года
  • Число жертв авиакатастрофы под Петрозаводском возросло до 45

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top