Узбекистан древний и современный

The Epoch Times28.06.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:51
Не так давно, еще несколько десятилетий назад, поездка в Узбекистан считалась экзотикой. Такие города как Ташкент, Бухара и Самарканд привлекали туристов своей древностью и таинственностью. Как сказал герой классического советского фильма «Белое солнце пустыни» Сухов: «Восток – дело тонкое».

В сентябре прошлого года мечта моего детства сбылась, и с группой единомышленников вместо поездки в Турцию я побывала в Узбекистане. Первой остановкой была столица страны – Ташкент. Но меня она не вдохновила. Ташкент часто разрушался землетрясениями, и последний раз был отстроен в советские времена, поэтому не блистал чудесами архитектуры.

Площадь Регестана в Самарканде. Фото: Реза Пашанк-пура


Площадь Регестана в Самарканде. Фото: Реза Пашанк-пура

То ли дело – Самарканд! Древняя столица Узбекистана и центр империи грозного Тимура, которого до сих пор чтят как национального героя. В полупустынной Средней Азии Самарканд и его окрестности — место, где была вода, поэтому город не был привязан к колодцам и его часто перемещали на несколько километров. Существует Древний Самарканд, средневековый Самарканд Тимура, русский Самарканд — после того, как Узбекистан был причислен к царской России, и Советский Самарканд.

В советское время многие памятники старины в Узбекистане были запущены, и пришли в запустение. Но после объявления независимости много средств было вложено в восстановление памятников архитектуры, таких как Мавзолей Тамерлана (персидское имя Тимура) Гур-Эмир, который послужил прототипом Тадж Махала в Агре, построенный его потомками – Великими Моголами Индии; или площадь Регистан, где до сих пор идут восстановительные работы, откуда уходили грозные войска Тимура в частые завоевательные походы.

Личность Тимура спорна и неоднозначна. Он вошел в анналы истории и как беспощадный завоеватель и разрушитель, и как созидательный и мудрый правитель. Его национальная принадлежность тоже вызывает разногласия. Родной язык Тимура был Фарси, что значит персидский; и в Иране его до сих пор считают персом и персидским правителем, в то время как Узбекистан называет его отцом узбеков. Хотя большинство историков считают, что узбеки как нация возникли позже, в результате смешения народов во времена Улугбека, внука Тимура.

В те далекие времена, задолго до открытия Америки и мореходного пути вокруг Африки, на протяжении столетий Великий Шелковый Путь через Среднюю Азию был торговой артерией для Востока и Запада. Бесчисленные караваны верблюдов, тянувшиеся из Китая в Европу, были нагружены шелками, пряностями, благовониями и драгоценными камнями.

К сожалению, торговцы очень часто подвергались нападению разбойников, и Тимур понимал, что сохранность дорог обеспечивает государство налогами, взятыми с торговцев за прохождение пути. До сих пор сохранились остатки гигантских ворот между горами в долинах, которых было несколько. Они запирались и охранялись солдатами, минимально снижая опасность нападения разбойников.

В более пустынных местностях стояли подобия вооруженных постоялых дворов в виде маленьких крепостей, где торговцы могли спокойно отдохнуть, переночевать и покормить животных. Таким образом, Тимур заслужил невиданное уважение торговцев и внушил страх разбойникам, которые, согласно легендам, боялись нападать на торговцев во времена его правления.

Но в дальнейшем, с открытием мореходных путей европейцами, Великий Шелковый Путь потерял свою актуальность и пришел в запустение, так как перевозка по морю была гораздо дешевле и быстрее, чем по суше. К тому же, во времена Великого Шелкового Пути товары часто меняли хозяина – очень редко, кто проходил весь путь, что приводило к дополнительной наценке, в то время как перевозимые по морю товары покупались сразу поставщиком, и были намного дешевле.

Бухара – другая известная достопримечательность Узбекистана. Бухарская крепость очень древняя, она была одним из последних оплотов независимости Средней Азии. Это странный город, где более 900 памятников, охраняемых Юнеско, находятся на территориях, застроенных уродливыми хрущевками советских времен. Интересно, что оборонительная стена вокруг старого города почти полностью разрушена за многие столетия, но, в основном, виновниками были не нашествия, а местные жители, которые растаскали стену по кусочкам, так как глина считалась целебной.

Надо упомянуть, что до прихода советской власти все женщины были обязаны носить паранджу. Но в современном Узбекистане, хотя это официально мусульманская страна, ношение паранджи противозаконно. Все древние памятники Узбекистана – это памятники исламской культуры: многочисленные мечети и медресе (школы богословия), где обучались также таким наукам, как алгебра, астрономия и геометрия, которые пришли из мусульманского мира. В исламе не положено изображать людей и животных. Считалось, что люди могут поддаться искушению и начать им поклоняться, забыв об истинном Боге, поэтому мечети украшены затейливыми и сложными геометрическими узорами.

В средние века территория Средней Азии была центром Суфизма – мистической ветви ислама. До сих пор там остался Золотой круг Суфийских Святых, которых в наше время суниты (одно из основных течений ислама) считают своими, но суфии, скорее всего, не расстроились бы, так как они всегда проповедовали толерантность. Многие могилы святых были недавно восстановлены, паломничество к ним проходит уже многие века.

О мудрости суфийских святых ходят легенды. Говорят, что и Хаджа Насреддин был суфием. Обычно святых хоронили под небольшим навесом, чтобы их не заливало дождем, и могила не портилась. Но один святой попросил своих учеников похоронить его под открытым небом, чтобы он мог видеть звезды. Ученики пообещали учителю, но в последний момент не послушались и поставили навес. Но в последующие сто лет все время что-нибудь случалось, и навес обрушался, пока, наконец, люди не дали святому лежать под открытым небом, как он того просил.

По поводу чудес: в Самарканде находится могила библейского пророка Даниила, которого в исламе тоже считают своим. Его мощи были привезены Тимуром из одного из его походов. Рядом с могилой стоит ореховое дерево. Оно десятилетиями не цвело, и в последний приезд Патриарха всея Руси Алексея II, после того, как он тронул его своим посохом и сотворил молитву – в тот же год зацвело.

Ну, а простой узбекский народ живет, как все, кто богато, кто бедно. Для любого узбека самые главные события жизни – это свадьба и похороны. Свадьбы гуляют целую неделю. Приглашают всю деревню, а в городе — и весь район. Тамада на свадьбе старается зажечь веселье и вспомнить древние хорошие традиции. Потратить 20 тыс. долларов считается нормальным, после чего, как шутят некоторые, начинают копить на похороны. Любому современному узбекскому кладбищу позавидует фараон. Везде огромные мраморные плиты с выбитыми портретами усопших — роскошь, которую в России могли себе позволить только «братки» 90 годов.

А вообще Узбекистан нас порадовал буйством красок и сладостью восточных десертов.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА