Считается, что в качестве музыкального инструмента альпийский рог стали использовать с XVIII века, но, вероятнее всего, значительно раньше. В начале XIX века искусство игры на альпийском рожке уже стало угасать. В 1805 году около г. Интерлакена был организован первый альпийский фестиваль, но в состязании на альпийских рожках приняло участие только два человека, которые и поделили приз – две черные овцы. Затем к альпийскому рожку стали проявлять интерес немецкие композиторы, что послужило возрождению этого музыкального инструмента. Иоганн Брамс, будучи в Альпах, в 1868 году записал швейцарскую народную мелодию для рожка и включил её в четвертую часть своей «Первой симфонии», и эта мелодия обрела бессмертие.
Первое упоминание об альпийском рожке в литературе относится к XVI веку – в 1555 году его впервые описал натуралист из Цюриха Конрад Гесснер, который увидел его в Альпах на горе Пилатус. Старинные рожки делали из ели, растущей в горах и потому изогнутой от самого корня. Сдирали с нее кору, распиливали вдоль на две части и выдалбливали с помощью долота и резца, причем выдалбливание занимало более 70 часов. Затем обе половинки рожка соединяли и обвязывали ивовыми прутьями, а чтобы защитить его от непогоды, рожок обматывали бечевкой, проволокой, заворачивали в кору березы или вишневого дерева, обвязывали расщепленными ветвями орешника или оборачивали куском просмоленной ткани. Мундштук делался в виде небольшого углубления в верхней части ствола. Старинный рожок имел около 2 метров в длину, и его держали на весу почти горизонтально. Тональность рожка зависела от длины и толщины дерева.
Современный рожок делают проще: склеивают вместе выдолбленные куски высококачественной древесины и затем резцом вытачивают его контур, но техника выдалбливания осталась прежней. Мундштук делается из самшита, что несколько обогащает звук. В наши дни раструб рожка во время игры лежит на земле. Сейчас тональность рожка стандартная, и инструменты различаются только по высоте звука. Некоторые современные рожки достигают в длину до 5 метров.
Альпийский рожок не имеет отверстий для пальцев, клапанов, и поэтому с его помощью можно воспроизвести только натуральный звукоряд, в том числе и знаменитое «фа» альпийского рожка – нечто среднее между «фа» и «фа-диез». Так как число звуков рожка ограничено, и они разделены большими интервалами, то все мелодии, исполняемые на нем, очень похожи, звуки их чистые и гармоничные.
В 1971 г. швейцарский композитор Жан Дэтвилер написал концерт для альпийского рожка с оркестром, и с тех пор благодаря Дэтвилеру и другим композиторам рожок часто звучит в концертных залах. Популярность альпийского рожка в наше время необычайно высокая. Десяток мастеров, которые знают технику его изготовления, не успевают выполнять заказы. Рожок звучит в любительских оркестрах, концертных залах и даже в церквях, где оттеняет звучание органа.
В Тироле и в Швейцарских Альпах большое распространение получил йодль – пение без слов, одним голосом, с резкими переходами от грудного низкого регистра к высокому фальцетному и с большими интервалами. В Альпах поют хоровые (до пяти голосов) и сольные йодли. Считается, что йодль был широко распространен в доисторические времена, и целый ряд теорий пытается объяснить его происхождение. Одни видят в нем попытку имитировать горное эхо, другие связывают его с выражением эмоций. Кроме того, йодль является также средством коммуникации – пастухи в горах использовали его для связи друг с другом. Его древнее происхождение проявляется в так называемом натуральном фа, звучащим между фа и фа диез, как и у рожка, который сейчас встречается очень редко, и его можно услышать только в долине Муотаталь.
История народной швейцарской музыки, к которой относится и йодль, восходит ко II веку до н.э., когда гельветы и реты заселяли территорию Швейцарии. В V – VI веках народная музыка подверглась воздействию алеманов и бургундов. Существует несколько разновидностей йодля: крик радости, крик птицы, йодль в форме народной песни. В ХХ веке появились мессы в стиле йодль. Песни в жанре йодль исполняются с переливами, в форме вокализма. Когда-то йодль был частью повседневной жизни, и искусство пения йодля передавалось из поколения в поколение. Он и сейчас очень любим всеми народами, населяющими Альпы, и имеет своих композиторов и исполнителей. Во многих районах Швейцарии каждое лето проходят фестивали народного творчества, на которых играют на народных инструментах и поют йодль.
Хотя считается, что йодль это тирольское пение, его также поют в Польше, Румынии, Финляндии, и особенно в Баварии и Австрии. Различные техники пения, похожие на йодль, существуют в Китае, Камбодже, Таиланде, в африканских странах. В североамериканской музыке кантри йодль также встречается очень часто.
Секрет привлекательности йодля – в его огромной жизнерадостности и положительном воздействии на психику людей. Он способствует снятию стресса и выходу отрицательной энергии, когда поешь его сам или слушаешь – получаешь большой заряд бодрости и хорошего настроения.
Видео. Пение йодль: как поют в Баварии
0
0