
Предлагаемая поправка позволит парам родить второго ребенка, если муж или жена является единственным ребёнком в семье.
Гуандун является самой густонаселённой провинцией Китая. Чжан Фэн, директор комиссии Гуандуна по планированию семьи, сказал, что средний коэффициент рождаемости на одну женщину в провинции за последнее десятилетие был низким - 1.7. «Новая политика будет иметь незначительное влияние на общий рост населения. Гуандун надеется стать первым в этой новой политике», - сообщил Чжан Southern Metropolis Daily 11 июля - во Всемирный день народонаселения.
Старение населения и уменьшение трудоспособного населения
Последняя перепись населения в Китае, завершившаяся в ноябре 2010 года, выявила серьёзные проблемы, связанные с политикой «одного ребёнка», в том числе снижение уровня рождаемости, гендерный дисбаланс и большое быстро стареющее население.
Перепись показала увеличение числа пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше с 2,93 процентов в 2000 году до 13,26 процентов в 2010 году.
«Это означает, что Китай будет испытывать бурный рост количества пожилых граждан в течение ближайших 20 лет», - заявил в недавней статье Николас Эберштадт, политический экономист и демограф из Американского института предпринимательства.
По его мнению, трудоспособное население Китая будет иметь отрицательные темпы роста в период с 2010 по 2030 год.
«Трудоспособное население Китая достигнет пика в 2016 году - всего лишь через пять лет. К 2030 году, само собой, оно будет сокращаться почти на 1 процент в год».
В связи с сокращением китайской рабочей силы, маячащем на горизонте, Эберштадт заключает: «Поддержание [низкого] темпа роста населения, как было в недавнем прошлом, может становиться всё более абсурдным». Гендерный дисбаланс
С 1980 года, после внедрения политики «одного ребёнка», соотношение полов в Китае при рождении резко изменилось.
По данным переписи населения, в 1982 году было 108,5 мужчин на каждые 100 женщин, в 1990 г. было 114,1, в 2000 году оно достигло 119,3, а с 2009 года соотношение стало аномально высоким - 120 новорождённых мальчиков на каждые 100 новорождённых девочек.
Этот гендерный дисбаланс является результатом селективных абортов. Так как пары могут иметь только одного ребенка, многие женщины выбирают аборты, если у них - девочка, в надежде иметь ребёнка - мальчика.
Как считает Ли Цзяньсинь, профессор социологии в Пекинском университете, к 2020 году число мужчин в возрасте от 22 до 34 лет будет превышать женское население брачного возраста более чем на 26 миллионов человек.
В статье, опубликованной в Southern Metropolis Daily 7 марта, Ли сказал, что даже если соотношение полов при рождении вернётся сейчас в нормальный диапазон, вызванная избытком брачного мужского населения проблема создания семьи для мужчин будет по-прежнему продолжать ухудшаться, даже после 2030 года.
Ли сказал, что большинство этих одиноких мужчин находятся часто в педагогически и экономически обездоленных и отчуждённых группах. Эти люди также имеют сильные физические потребности, которые не могут быть удовлетворены с помощью обычных социальных средств.
«По мере увеличения мужского населения, лишённого гражданских прав, риск социальной нестабильности значительно увеличится. В частности, когда происходят непредвиденные инциденты, такие как гражданско-правовые споры, конфликты между властью и народом, или безработица, эти одинокие мужчин, вероятно, станут основным источником серьёзных социальных волнений», - сказал Ли.
Голоса против политики одного ребенка
В течение двух конференций, Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), состоявшихся в марте 2011 года, многие делегаты предложили принять более свободные правила планирования семьи и постепенный переход на политику «второго ребёнка».
Пекинский журнал Caijing в статье от 29 марта 2010 года сообщает, что некоторые департаменты рассматривали новую «улучшенную» политику планирования, которая сначала будет осуществляться в пяти провинциях: Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Цзянсу и Чжэцзян. Потом ещё в шести провинциях и крупных городах, такие как Пекин, Шанхай и Тяньцзинь, где также будет позволено экспериментировать с рождаемостью.
Southern Weekend сообщало 14 октября 2010 года, что экспериментальная программа, позволяющая семьям иметь двух детей, была опробована в Ючене, провинции Шаньси, в 1985 году.
Через двадцать пять лет после принятия программы население в Ючене выросло на 20,7 процента, что ниже, чем в среднем по стране, а мальчиков родилось - 106, против 100 девочек, что также в пределах нормы.
Политика «одного ребёнка» в Китае подверглась широкой критике как жестокая и бесчеловечная. Кроме проблем, связанных со старением населения, сокращением рабочей силы и гендерным дисбалансом, есть также проблема прав человека, нарушение которых приводит к насилию, травмам и страданиям, причиняемым миллионам китайским женщинам.
Организация «Права женщин без границ» сообщает, что программа по контролю численности населения Китая проводится в жизнь путём принудительных мер, в том числе принудительных абортов и принудительной стерилизации, часто в самых жестоких обстоятельствах. Эта политика также порождает целый ряд других нарушений прав человека, и даже приводит к случаям самоубийства среди женщин.
«Это система репрессий, которая травмирует китайских женщин в течение тридцати лет... Никакое другое правительство в любой точке мира не проводит такие грубые систематические наказания, злоупотребления и нарушения прав по отношению к женщинам, как в Китае», - сказал конгрессмен Крис Смит на мероприятии 24 сентября 2010 года, организованном по случаю 30-летия принятия политики «одного ребёнка» и разоблачения нарушения прав человека в Китае.
Великая Эпоха уже сообщала, что Смит предлагал остановить американское финансирование Фонда ООН по народонаселению, который, по его словам, «главный пособник» принудительных абортов и принудительной стерилизации в Китае.
Версия на английском
0
0