Поговорим об изменениях в русском языке. Все мы знаем, что еще в прошлом веке в конце всех слов, заканчивающихся на согласную, ставился твердый знак. Это правило давно отменили, и нам оно кажется слегка глупым, лишним.
Читая бабушкины письма, я всегда обращаю внимание на то, что под прописной буквой «ш» и над прописной «т» она ставит маленькую черточку. Она говорит, что в тридцатые годы всех школьников учили так делать. Я подумала: «Ну, зачем это? Неужели кто-то перепутает буквы «ш» и «т»?»
Я училась в школе в девяностые годы двадцатого века. Наша любимая первая учительница Надежда Александровна строго следила за тем, чтобы мы писали с красной строки, обязательно ставили знаки переноса, точки, не называли тире дефисом и наоборот. Конечно, учителя и сейчас объясняют первоклассникам, что такое красная строка, как переносить слова и всё прочее, но добиться строгого выполнения правил написания они не могут. Дети постарше тоже не утруждают себя написанием лишних черточек на бумаге.
Ну и что? Что случится, если мы не будем знать разницы между тире и дефисом? А она сотрется, как только уйдут те, кто считал её для себя существенной. Что случится, если мы не будем ставить знаки переноса, ведь и без них все понятно? Что случится, если все перестанут соблюдать правила русского языка? Я не знаю ответов на эти вопросы. Наш язык подвергается своеобразной временной эрозии. Ярким примером служит исчезнувшее у нас понимание истинно русских имен. Например, девочку назвали Гориславой. Соседи, удивляясь необычному имени, говорят: «Неужели не могли назвать как-нибудь по-русски - Ирой или Катей». Я думаю, что никто из нас не вправе считать себя невиновным. Каждый из нас пишет SMS-сообщения, оставляет комментарии на страничках Интернета, общается на форумах. Каждый знает, насколько ревностно он соблюдает правила грамматики.
Я не хочу ни к чему вас призвать или упрекать, но в голову упорно приходят строчки стихотворения Николая Заболоцкого:
Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь!
0
0