Княгиня Анна Кашинская и супруг её, благоверный князь Михаил Тверской

The Epoch Times06.08.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:52

Михаил Ярославович Тверской. Годы жизни: 1271(72) -1318, годы правления во Владимире 1304-1317. Фото с сайта  project.rsl.ru/index.php


Михаил Ярославович Тверской. Годы жизни: 1271(72) -1318, годы правления во Владимире 1304-1317. Фото с сайта project.rsl.ru/index.php
Княгиня Анна Кашинская – одна из замечательных женщин в Русской истории. Её горестная судьба похожа на судьбы многих русских женщин, живших и страдавших во время татаро-монгольского нашествия. Многие предки княгини Анны мученически погибли в Орде. Её прадед — Василий Ростовский, был изрублен мечами за то, что отказался служить неприятелю. Её дед, Борис Васильевич, прозванный на Руси «Печальником Земли Русской», был свидетелем мученической кончины своего отца, и, начиная с четырнадцатилетнего возраста, почти всю свою жизнь провел в Орде заложником. Его сын, Дмитрий Борисович – отец нашей героини.

В Кашине, в доме проживавшего там ростовского князя Дмитрия и родилась в 1278 году княжна Анна. Наверное, только годы, проведенные в отчем доме, и были счастливыми в жизни Анны, а потом – постоянная тревога за жизнь мужа и сыновей. Воспитывал Анну в строгости и благочестии епископ Игнатий. Как и все княжеские дочери, Анна была научена всем видам рукоделия, а когда подросла, слава об ее уме, скромности и красоте распространилась и в других княжествах. Выросла она «зело добродетельна, премудра же и прекрасна», говорилось в послании Тверской княгини Ксении, заинтересованной в браке своего сына князя Михаила и Анны. Князь Михаил полюбил ее заочно, «добронравия ее ради».

Михаил, святой великий князь Тверской, сын ЯрославаIII, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре после смерти отца. Мать его Ксения была второй женой князя. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Тверское княжество было моложе большинства древнерусских княжеств, оно было образовано в 1247 году, когда князь Владимирский Святослав Всеволодович разделил часть земель Северо-восточной Руси между своими племянниками, сыновьями великого князя Ярослава, умершего в Орде, выполнив, таким образом, его завещание. Тверь стала городом удельного княжения, выделенным из великого княжества, а Ярослав Ярославович – его первым князем. Ярославу вместе со своим братом Александром (Невским) пришлось восстанавливать политическую организацию Руси после татаро-монгольского нашествия в Северо-восточные земли в 1237-1238 годах. Дом Ярославичей проводил пагубную для Руси политику, стремясь ослабить силу Владимирского престола, и раздробить Русь на множество княжеств, что давало Орде возможность безнаказанно завоевывать мелкие русские княжества, в противовес Галицкому дому, призывавшему русских князей объединиться в единую рать против Орды. Эта недальновидная политика, в конечном счете, и погубила Тверских князей.

Итак, Михаил, сын Ксении. Ксения была второй супругой князя Ярослава Ярославовича. Первая его жена погибла в 1252 году во время татарского набега на Переславль, и он десять лет хранил ей верность, но потом встретил Ксению, дочь новгородского посадника. Ксения была обручена с его сыном Георгием. Но вот однажды князю Ярославу и Ксении одновременно приснился сон, в котором они увидели себя сужеными. Затем Ярослав поехал посмотреть невесту сына, и с удивлением узнал в ней девушку, увиденную во сне, узнала жениха из своего сна и Ксения. В тот же день состоялось венчание, а отроку Георгию пришлось принять монашество, и поселиться на берегу Волги у места впадения в нее реки Тверцы. Молодая княгиня отличалась необыкновенной красотой, твердым характером, благочестием и мудростью. Ксения долго не могла родить сына – до Михаила у нее было две дочери. Михаил был «вымоленным» чадом, он родился уже после смерти отца, возвращавшегося из Орды, зимой 1271-1272 года. На плечи молодой княгини легла ответственность за молодое Тверское княжество, и она с помощью первого тверского епископа Симеона прекрасно с этим справлялась, правила мудро, и в день совершеннолетия сына вручила ему власть над одним из сильнейших княжеств Северо-восточной Руси.

В то же время Ксения была любящей и заботливой матерью, недаром летописцы отмечают огромную любовь к ней Михаила. Воспитание его, в котором принимал участие и Симеон, заключалось в постоянном наставлении в доброте, бескорыстии, страхе Божьем и ответственности за свой народ. Мнение матери было очень важно для Михаила, и он с радостью женился на той невесте, которую она ему выбрала. (После свадьбы Михаила Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария, и умерла в 1312 году в Софийском монастыре, по счастью, до смерти своего единственного сына).

Венчание князя Михаила с шестнадцатилетней княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском соборе города Твери. Свадьбу праздновали широко – как в Кашине, так и в Твери. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга, и триумфальные Михайловские ворота в кремле. Молодые супруги первый раз увидели друг друга только на пороге храма. Полюбили ли они друг друга? Скорее всего, да. Князь Михаил был благородным и самоотверженным человеком, почитавшим жену и любившим детей, а Анна во всем поддерживала мужа. У Михаила и Анны родилось четверо сыновей и дочь, умершая в младенчестве. Нежная и покорная Анна всю себя посвятила князю и детям, воспитывая их в атмосфере любви и взаимной заботы, отчего они и не вступили в братоубийственную борьбу после смерти отца, а всегда поддерживали друг друга.

Первые два года замужества Анны протекли мирно, и потому их можно назвать счастливыми. Князья русские в это время не затевали междоусобных войн, не было и иностранного вторжения. Но счастье было недолгим. По центральной Руси прошли «вихри чрезвычайные, засухи, голод, мор в некоторых местах и сильные пожары». В 1298 году в Твери сгорел дворец княжеский со всею казною и драгоценностями, ничего не успели спасти. Сам князь Михаил Ярославович, разбуженный огнем среди ночи, едва спасся из пламени вмести со своей юной супругой. К числу небесных явлений, ужаснувших народ, относилось и появление в 1301 году кометы, описанной китайскими астрономами. Для князя Михаила и супруги его Анны она явилась действительно страшным знамением.

В 1304 году скончался великий князь Андрей, правивший во Владимире, бывшем в то время главным городом на Руси. Началась борьба за великокняжеский престол, которая продолжалась между двумя княжествами – Тверским и Московским – на протяжении всего XIVвека. Два князя объявили себя наследниками Андреевыми: князь Михаил Тверской и князь Георгий Московский (племянник Михаила). Согласно древнему русскому наследственному праву, установленному Ярославом Мудрым и закрепленному Съездом князей в 1097 году, когда власть переходила от старшего брата к младшему и от дяди к племяннику, великокняжеский престол переходил к старшему в роду то есть к Михаилу. Бояре великого княжения спешили в Тверь, чтобы поздравить Михаила и признать его государем Владимирским, Новгородцы также признали его своим главою. Но Георгий уступать великокняжеский престол не собирался. Тщетно уговаривал его добрый митрополит Максим отступиться, обещая в собственность любые города в прибавление к московской области. Дядя и племянник поехали судиться к хану.

Смута началась на Руси. Одни города стояли за князя Московского, другие за Тверского. Всюду господствовало безначалие, много людей погибло в то время. Все же в 1305 году Михаил вернулся из Орды с ханской грамотой во Владимир, где митрополит возвел его на престол великого княжения. Тут же он решил силой смирить Георгия, дважды приступал к Москве, правда, без успеха, но это только усилило их взаимную ненависть. Народ не любил Георгия за его злобный нрав, даже младшие братья его, служившие ему верой и правдой, не смогли с ним ужиться. Двое из них, Александр и Борис Даниловичи, даже уехали в Тверь, недовольные его жестокостью.

Несколько лет прошли спокойно. Но вот в 1313 году в Орде умер хан Тохта, воцарился его сын Узбек, и князю Михаилу пришлось немедленно ехать в Орду. Он пробыл там целых два года, и шведы не замедлили этим воспользоваться – извечные враги, они вместе с карелами в 1314 году сожгли Ладогу, убив многих людей. Новгородцы под началом наместников Михаила выгнали шведов и наказали карельских изменников, но винили во всем Михаила за его долгое отсутствие. Опять началась смута. Георгий посулами благоденствия и вольности обольстил новгородцев, и эти беспокойные, воинственные и переменчивые граждане признали его своим начальником, и даже объявили войну великому князю. На одном берегу Волги стояли новгородцы, на другом – сын Михаила Дмитрий с тверскою ратью. До битвы, к счастью, дело не дошло, новгородцы согласились на мир, но князь Московский сел на престоле новгородском.

Но вот из Орды вернулся Михаил с ханской грамотой. Вместе с ним вступили в Россию и полки монголов во главе с воеводой Тайтемером. Все же это не поколебало решимости новгородцев, они вооружились, и близ Торжка стали ждать неприятеля. Сильная рать Михаила, состоявшая из владимирских, тверских и монгольских полков, без переговоров, 10 февраля 1315 года вступила в жестокий и неравный для противника бой. Мужественно сражались новгородцы, множество полегло на поле боя, но исход битвы был предрешен. Князь Михаил взял некоторых новгородских бояр аманатами (заложниками), другие отдали ему все, что имели. Новгород обязался выплатить великому князю до Вербной недели 12000 гривен серебра (огромная сумма). Пленных отпустили без выкупа.

Тяжело давалось России объединение в единое государство. Новгородцы не смирились, и отправили тайное посольство в Орду с жалобой на князя. Что ему было делать? Он переловил посольство, и опять отправился с войском на Новгород. Новгородцы, решившие до конца отстаивать свои вольности и ненавидевшие уже князя, укрепили город, собрали огромное войско из жителей Пскова, Ладоги, Русы, карелов, ижевцев, вожан, и готовились к битве. Князь Михаил, подступив к городу, ужаснулся их злобе и многочисленности. Постояв близ стен города, он отступил, но пошел назад ближайшим путем сквозь дремучие леса. Не найдя дороги, он заблудился, кони и люди падали мертвые от голода и усталости, тонули в болотах, воины сдирали кожу со своих щитов и ели её. Из этого похода князь вернулся без обоза, с одною пехотою, почти безоружной.

Продолжение следует.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА