Княгиня Анна Кашинская. Смерть князя Дмитрия Тверского и разорение Твери


Князь Дмитрий Михайлович Тверской «Грозные Очи» 1299 – 1326 годы. Фото: history.squ.ruНажмите на фото, что бы открыть галерею!

После мученической кончины князя Михаила Тверского Георгий готовился напасть на Тверскую область. Князь Дмитрий Михайлович, сын князя Михаила, не боялся войны, но хотел прежде освободить брата Константина и тверских бояр, бывших аманатами во Владимире.

Он заключил мир, дав Георгию 2000 рублей и слово не спорить о великом княжении. Спустя некоторое время он нарушил данное Георгию слово, добился для себя в Орде статуса великого князя и взошел на престол Владимирский. Георгий тщетно просил помощи у новгородцев и псковитян, но у них были свои заботы – войны с немецкими рыцарями и шведами. Пришлось Георгию остаться в Новгороде со своим войском, чтобы не потерять и этот престол, и помогать новгородцам. Они отправились к берегам Невы, и в том месте, где она вытекает из Ладожского озера, на острове Ореховом, заложили в 1324 г. Ореховскую крепость (Шлиссельбург), чтобы закрыть шведам вход в озеро. Шведы поспешили заключить с ними мир. После этого Георгий, заручившись поддержкой новгородцев, отправился к хану, чтобы вторично утвердить за собой великое княжение.

На следующий год в Орду отправился и Дмитрий Михайлович. Там он встретил Георгия и, не сдержавшись, вонзил в него меч, мстя за отца. Тело Георгия привезли в Москву и погребли в церкви Архангела Михаила; брат его Иоанн и народ московский горевали искренне, новгородцы сожалели о нем, а в Твери в страхе ожидали ханского суда. Хан долго молчал, прошло десять месяцев, в Твери уже надеялись, что Узбек не думает о мести, но вдруг вышло грозное повеление, и 15 сентября 1326 года несчастного Дмитрия убили. Князь Дмитрий Михайлович, прозванный «Грозные Очи», пылкий, смелый, был только 27-ми лет от роду, и умер бездетным. Узбек же, несмотря на казнь Дмитрия, в знак милости признал его брата Александра великим князем российским, новгородцы также признали над собой его главенство. Но и милость хана, и верность новгородцев была недолгой.

Летом 1327 года в Твери появился ханский посол Шевкал, двоюродный брат Узбека, с толпами грабителей. В народе прошел слух, что он хочет обратить всех жителей в магометанскую веру, убить князя с братьями и все города раздать своим вельможам. Шевкал не имел достаточно большого войска, чтобы все это предпринять, к тому же это шло вразрез с политикой хана, покровительствующего церкви и духовенству в России, но мятеж было уже не остановить. Юный легкомысленный князь Александр не способен был, как его благородный отец, думать о благе своих подданных; он с жаром доказывал тверянам, что жизнь его в опасности, что время мести настало, и 15 августа на рассвете повел горожан к дворцу, где жил ханский брат. Услышав шум, татары успели собраться вместе и выступили на площадь. Кровопролитие было ужасное, моголы отступили во дворец, Александр сжег его, и Шевкал сгорел с остатками ханской дружины, граждане умертвили и купцов ордынских, не осталось в живых на одного татарина.

Узбек в гневе поклялся истребить гнездо мятежников, но решил действовать осторожно: призвал в Орду князя Иоанна Даниловича Московского, прозванного Калита, пообещал ему великое княжение, и, дав в помощь 50 000 воинов, велел идти на Тверь казнить мятежных россиян. К Иоанну присоединились и суздальцы. У князя тверского Александра был выбор – умереть в битве или предать себя одного в руки моголов, чтобы спасти подданных от страшной участи, которую сам им и приготовил. Но он выбрал путь труса, заботясь лишь о собственной безопасности. Новгород не хотел его принять, малодушный Александр, оставив свой несчастный народ, ушел в Псков, а его братья Константин и Василий с матерью бежали на Ладогу. Великое бедствие обрушилось на Тверское княжество. Тверь, Кашин, Торжок были опустошены вместе со всеми пригородами, жители истреблены или отведены в неволю, сами новгородцы едва спаслись, отдав послам 1000 рублей и одарив всех воевод татарских. Хан Узбек был очень доволен Иоанном, и дал ему грамоту на великое княжение.

Вернувшись в Тверь, Анна, Константин и Василий нашли свою столицу разоренной дотла. «И седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля Тверская пуста и все бывшие леса и пустыни непроходимые, крамолы ради и лукавства и насилия татарского; и начаша помалу собирать люди и утешати и от великие скорби и печали и во всех святых церквах и монастырях паки начинашеся пение и служба божественная…». Горести и мучения сломили дух несчастной княгини. Летописцы изображали Анну того времени плачущей. В безысходном горе Анна внезапно и неожиданно для сыновей приняла монашество с именем София и поселилась в Тверском Софийском монастыре – все уговоры князя Константина оказались тщетными.

Иоанн Московский заплатил за великое княжение кровью россиян, но после его восшествия на престол мир и тишина воцарились в Северной России, моголы перестали, наконец, опустошать её земли. Узбек и преемники его довольствовались только данью и уже не посылали своих воевод грабить русские города, устрашенные примером Твери, где Шевкал пал от рук ожесточенных жителей. Эта благословенная перемена ознаменовала возвышение Москвы, которая сделалась истинною главою России. Иоанн Данилович также не хотел покидать Москву. Великие князья давно уже не жили во Владимире, приезжая туда только на коронацию, и оставляя там править своих наместников; сам митрополит Петр тоже перенес оттуда в Москву свою кафедру после того, как Иоанн пообещал ему воздвигнуть храм Богоматери. Он сдержал обещание, и 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Богоматери. Так в маловажном прежде городке началось возрождение российского государства, созрела мысль о единодержавии, положено начало освобождению от татаро-монгольского ига.

Великий князь Иоанн в 1328 г. отправился в Орду вместе с Константином Михайловичем, младшим братом Александра. Узбек признал Константина Тверским князем, но потребовал, чтобы ему представили Александра. Послы великокняжеские и новгородские просили Александра явиться на суд к хану и тем отвратить его гнев от всех россиян, но он, по своей трусости и эгоизму, отказался. Псковитяне пообещали его не выдать, и стали готовиться к мужественной обороне. Это совершенно не входило в планы Иоанна, стремившегося избежать ненужного кровопролития и не допустить моголов в Россию. В 1329 году он с войском, митрополитом и князьями приехал в Новгород. Князь Иоанн медленно двинулся к границам Пскова в надежде, что псковитяне одумаются, но они были непреклонны. Видя, что битва неизбежна, он пошел на хитрость – склонил митрополита наложить проклятие на Александра и всех жителей Пскова, если они не покорятся. Духовная казнь, соединенная с отлучением от церкви, устрашила народ, и Александру пришлось оставить Псков и свою молодую супругу, и уехать в Литву. Иоанн Данилович был доволен, митрополит дал псковитянам свое благословение, и все разрешилось. Тем не менее, современники по скудоумию ругали великого князя за то, что он по воле хана прогнал своего родственника, и хотел проклясть верных псковитян, чья вина состояла только в великодушии. Мудрый Иоанн остался непонятым. Окончание следует…


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top