Палаточный протест в Израиле: анализ проблемы

The Epoch Times22.08.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:52
Палаточный протест в Израиле: анализ проблемы
Палаточный протест в Израиле: анализ проблемы. Фото: MENAHEM KAHANA/AFP/Getty Images
Палаточному протесту — больше месяца. Явление это разноплановое. У него свои формы, своя динамика, свои движущие силы. Отметим, что формы выражения социального протеста в Израиле резко контрастируют с тем, что происходит по сходному поводу в наше время в других странах мира — Египте, Ливии, Сирии, Великобритании, Германии…

Внешняя картина:
— много людей,
— много палаток,
— много автобусов для подвозки,
— много лозунгов и флагов: красных и черных,
— много песен.

Все это порождает много вопросов. Например, если организаторы протеста из бедных, то откуда у них свободное время, чтобы сидеть в палатках, и откуда у них дополнительные деньги на палатки и автобусы. А если они из не бедных, то, что они там делают, против чего протестуют?

Но, может быть, есть у этого протеста реальные основания? И еще вопросы:
1. В чем корни обнажившихся социальных проблем?
2. Чего, на самом деле, хотят протестующие, каковы их цели?
3. К каким изменениям в жизни общества эти события могут и должны привести?

В поисках ответа на эти вопросы постараемся обойтись без оценок «хорошо» или «плохо», а просто поделиться с читателем некоторыми мыслями.

Итак, постараемся взглянуть на это явление с разных сторон.

С политической

Для всех нас привычны два взгляда: взгляд «слева» и взгляд «справа».
Взгляд «слева»: во всем виновато нынешнее правительство… потому что — «правое».
Взгляд «справа»: правительство не поддерживает жилищное строительство в Иудее и Самарии, и даже замораживает его. Темпы строительства отстают от естественного прироста населения.

Заметим, что в отношении жилищного строительства нынешнее правительство мало чем отличается от предыдущих. Оба эти взгляда — и «слева» и «справа» — ничем правительству не помогают.

С исторической

Уроки истории помогли бы избежать повторения ошибок, если хотеть и уметь учиться на уроках истории. Приведем несколько примеров из нашей недавней истории. Часть из них прошли под лозунгом «территории — в обмен на мир».

Первый урок
Кемпдевидское соглашение — отступление с Синая, разрушение города Ямит — мир с Египтом. А теперь — взрывы газопровода в Синае — солярка вместо газа — повышение стоимости электроэнергии — общее подорожание жизни. А мира сегодня нет…

Второй урок
Соглашение «Осло» — появление палестинской автономии — сокращение строительства в Иудеии и Самарии — разрушение еврейских жилых построек — форпостов, при развернутом арабском строительстве по соседству, — десятимесячный мораторий на строительство жилья, школ и детских садов для евреев. В результате — острая жилищная проблема, молодым семьям практически негде жить.

Третий урок
«Размежевание» — принудительное выселение евреев из сектора Газа и Самарии — потеря крыши над головой, разрушение бизнесов и безрезультатный поиск работы в Израиле, при частичной денежной компенсации. До сих пор сотни семей, потерявших свои дома, так и не имеют собственного жилья. К этому надо добавить многомиллионные расходы на создание защитных сооружений для школ и детских садов, на противоракетные системы «железный купол». Это лишь некоторые экономические последствия «размежевания» в Газе.

Четвертый урок
Репатриация из бывшего СССР — инженеры, учителя, просто активные люди с желанием принести пользу своей новой стране, своему народу. Как он использован? Политические интересанты, прежде всего, увидели в новых репатриантах электоральную массу.
Вспомним лозунги двадцатилетней давности типа: «Авода — это работа». Власть-то партия «Авода» получила, а насчет работы … можно было встретить профессоров, подметающих улицы и учителей — в сторожах. В результате возросла нагрузка на систему социального обеспечения, резко увеличилась потребность в социальном жилье.

Пятый урок
Огромный разрыв между бедными и богатыми в стране во многом является следствием социально-экономической политики партии труда («Авода»), по сути социалистической, много лет стоявшей у власти. Парадокс, но такова реальность. Разрыв пока не уменьшается. Люди это чувствуют даже без соответствующих цифр в руках.

Нынешнему и будущим правительствам надо помнить об этом и задумываться о возможных социально-экономических последствиях политических решений.

С социально-экономической

Вернемся к палаточному протесту.
Чего хотят протестующие? Основной лозунг — «За социальную справедливость!». Разные люди из разных слоев общества понимают его по-разному. Скорее всего, он говорит о наличии социально-экономического неравенства. Следовательно, первое, что необходимо сделать — скорректировать законы, регламентирующие социально-экономические отношения так, чтобы они отвечали критериям справедливости. Основной критерий справедливости — равенство прав и обязанностей всех без исключения граждан. Это необходимо, но не достаточно для развития общества. Справедливость законов еще не гарантирует полного благополучия. Поэтому законы, связанные с экономическими отношениями, должны не только уравнивать всех, но и стимулировать позитивное социально-экономическое развитие. Так, чтобы все граждане смогли жить достойно и благополучно.

Примером таких законов может служить приведенный в Торе закон, изданный Йосефом во время его правления в Древнем Египте. По этому закону в казну отчислялась 1/5 часть от общего продукта труда, а 4/5 — оставались работнику. Это оптимальный уровень налогообложения, обеспечивающий устойчивость экономической деятельности, — образец для всех последующих экономических формаций.

Какие же конкретные предложения протестующих прозвучали? Парламентская оппозиция в лице ее лидера призывает к «социальной экономике». Что это такое — далеко не всем понятно. Может новая форма социализма?
Еще призыв: «Перевести бюджетные деньги из одних параграфов в другие параграфы». При кажущейся конкретности, реализация этого призыва может растянуться, как минимум, до следующих выборов.

Направленность таких призывов отражает привычный подход: перераспределим бюджет, и все проблемы будут решены. Подход неверен по сути. Дело не только в деньгах.

Со стратегической

Вопрос остается — в какую сторону двигаться и с чего начать. Какой должна быть экономика завтрашнего дня? Какие ценности должны быть заложены в ее основе? Капиталистические? Социальные, т. е. социалистические? Привычный экономический подход не дает ответа.

Попробуем взглянуть с иной точки зрения — человеческой.

По нашему мнению, и капитализм, и социализм, — бесчеловечны, каждый по своему. Высшая ценность капиталистической экономики, главный стимул ее развития — прибыль. Человек — лишь средство для ее получения. Главный двигатель прогресса — конкуренция, что превращает человеческую жизнь в затяжные крысиные бега в погоне за кусочком сала.

Но разве в этом смысл жизни?

А социализм? Иллюстрацией может служить экономика бывшего СССР. Под вывеской «развитой социализм» был реализован жесткий государственный капитализм с милитаристким уклоном. А по сути — бесчеловечный тоталитаризм.

Сегодня некоторые экономисты предлагают попробовать некий синтез этих двух формаций по примеру скандинавских стран. По принятым социально-экономическим критериям эта схема может быть и лучше других. Но счастливы ли там люди, устойчивы ли семьи? Статистика показывает обратное. Так что выбрать подходящее для нас направление развития из существующих сегодня в мире — бесперспективно.

Что же делать? Не остается ничего другого, как создавать новую экономическую реальность. А на что опереться? Тут нужна проверенная временем надежная система ценностей, глубоко человечная и высоконравственная. И тут приходит Тора и напоминает нам, что человек — не средство для достижения экономических и политических целей. Человек и есть главная цель творения.

Отсюда следует, что высшей целью и смыслом любой экономической системы должна быть всесторонняя поддержка каждого человека, стремящегося к духовному и физическому совершенству, в развитии и реализации его талантов и творческих способностей, что и отражает, согласно Первоисточнику, изначальный замысел Творца о мире и человеке.

Итак, новая экономика, прежде всего, должна быть человечной. И, конечно же, — экономной. В соответствии с этим организация труда должна быть максимально эффективной, условия труда — безопасными и благоприятными для творчества, использование природных ресурсов — разумным и экологически безупречным.

Ради этой цели стоит поработать над тем, чтобы преобразовать энергию протеста в энергию созидания.

Автор статьи — Илья Златкис, инженер-энергетик, активно работает в области экологически чистых технологий и в области педагогики. Автор ряда публикаций по оптимальному использованию солнечной и ветровой энергии, автор проекта «Школа для родителей». Живет в Иерусалиме.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА