Кирилл Новосельский: «Искусство продлевает жизнь»


Наталья Слободян и правнук Глиэра во Львовской квартире украинской Улановой.  Фото предоставлено Кириллом НовосельскимНаталья Слободян и правнук Глиэра во Львовской квартире украинской Улановой. Фото предоставлено Кириллом Новосельским

Неомавританское здание Ордена Храмовников (построено в 1923 году), с 1943 года - Нью-Йоркский городской музыкально-драматический театр, где в годы войны шёл балет Глиэра Красный мак.  Фото предоставлено Кириллом НовосельскимНеомавританское здание Ордена Храмовников (построено в 1923 году), с 1943 года - Нью-Йоркский городской музыкально-драматический театр, где в годы войны шёл балет Глиэра Красный мак. Фото предоставлено Кириллом Новосельским

Динамичная роль советского моряка полюбилась знаменитому американскому танцовщику и запомнилась ему на всю жизнь. Фото из архива Ф.Франклина, предоставлено Кириллом НовосельскимДинамичная роль советского моряка полюбилась знаменитому американскому танцовщику и запомнилась ему на всю жизнь. Фото из архива Ф.Франклина, предоставлено Кириллом Новосельским

Китайская танцовщица Тао Хоа (Н. Слободян) исполняет Танец с пальчиками перед русским капитаном. Фото из архива балерины, предоставлено Кириллом НовосельскимКитайская танцовщица Тао Хоа (Н. Слободян) исполняет Танец с пальчиками перед русским капитаном. Фото из архива балерины, предоставлено Кириллом Новосельским

Интерес к творчеству композитора Рейнгольда Глиэра пробудился во мне после встречи с выдающимся танцором и хореографом Владимиром Васильевым, у которого брала интервью.

Наиболее емко и образно о творчестве Глиэра сказал Сергей Прокофьев: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым или внучатым, то есть учеником ученика».

Многие годы о предках в семье Глиэров говорить было не принято, только совсем недавно правнук композитора Кирилл Новосельский, исследуя историю рода, нашел своих родственников в Польше, Германии, Бразилии, США.

Ну, а мы нашли Кирилла Игоревича в Москве. Он, хоть и не пошел по стопам прадеда, активно участвует в сохранении наследия знаменитого предка. Новосельский сейчас является экспертом-консультантом ряда музеев, профессором экономики, членом-корреспондентом Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, действительным членом Русского географического общества. В беседе он поделился впечатлениями от соприкосновения с прошлым талантливого композитора, дирижёра и педагога.

У каждой истории есть предыстория

В этом году судьба подарила мне две встречи с выдающимися танцовщиками ХХ века в Америке и Украине, сохранившими крепкое здоровье и творческую активность в весьма почтенном возрасте.

В самые последние предновогодние дни 2010 года нас пригласил на свой заключительный юбилейный вечер в Центральном доме актёра в Москве народный артист СССР, звезда мирового балета, поэт и художник Владимир Васильев.

Познакомившись с ним в период работы по возобновлению постановки балета Р. М. Глиэра «Красный мак», мы уже не удивлялись, что в свои 70 лет Васильев в течение месяца успевает побывать в нескольких странах — режиссирует, показывает танцы, организует фестивали, открывает свои выставки, пишет книги.

Но на этом вечере на Арбате всех присутствующих просто «зажёг» Владимир Зельдин — знаменитый артист театра Российской армии, который в 96 лет пел и танцевал на сцене весь вечер, как бы говоря своему тёзке: «Володя! Какие твои годы...» Фредерик Франклин – живая легенда американского балета

Ровно через три месяца я оказываюсь в Нью-Йорке с целью начать архивные поиски по американским постановкам балета «Красный мак». Нахожу в одном из быстроисчезающих теперь в США книжных магазинов шикарные издания, посвящённые блиставшей на обоих берегах Атлантики в середине ХХ века балетной труппе «Ballet Russe de Monte Carlo».

В Москве эти книги тоже можно купить, но по удвоенной цене. Показываю свои покупки друзьям-сотрудникам Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, и они советуют мне: «Вот бы Вам встретиться с исполнителем роли Капитана советского корабля маэстро Франклиным! Но, сами видите – он 1914 года рождения, всего пару лет назад, кажется, некролог о нём читали, это уже история, увы...»

«Подождите-подождите, - вступает в разговор приехавшая из Канады пенсионер-волонтёр Джин. - Сейчас проверим на сайте газеты The New York Times... Минутку. Не помню, чтобы был некролог!»

Директор музея Даниэл вспоминает, что в прежние годы видел Фредерика Франклина в спектаклях ABT – American Ballet Theater. Находим на сайте телефон приёмной этой компании, и друзья предлагают мне сразу звонить.

Набирая номер, я жутко волновался – как сформулировать вопрос: «у вас есть» или «у вас был»? Трубку берёт секретарь, и я на ходу придумываю обтекаемую формулировку: «Я — такой-то и оттуда-то, меня интересует исполнитель главной партии в балете моего прадеда в 40-х годах...».

В ответ моментально слышу любезный голос: «Господина Франклина сейчас на работе нет. Мы его домашний телефон не даём, но обязательно сообщим ему о Вашем звонке. Кстати, наш театр собирается на гастроли в Москву».

Собравшиеся на кухне музея Рериха американцы были поражены: «Здорово! Ему ведь около 97 лет, вряд ли он вам быстро позвонит...». Я соглашаюсь, допиваю с ними чай и собираюсь уходить. И тут зазвонил телефон: «Не с этого ли номера недавно говорил с нами господин Новосельский? Мистер Франклин очень тронут таким вниманием и сейчас ждёт вашего звонка!»

Набираю. В первые минуты разговора не могу поверить, что меня не разыгрывают: звучит бодрый и чёткий голос: «Красный мак» Глиэра? 1943 год? Да, конечно, помню как сейчас. Это был такой успех... да Вы приходите завтра утром ко мне, и я Вам всё расскажу!»

Это были ещё «цветочки». Самый большой шок ожидал меня на следующий день. Поднимаясь в пентхаус, на крышу 16-этажного дома на Манхэттене, я ожидал, что мне откроет дверь кто-то из родственников, или помощников, даже медсестра... Однако в коридор прямо-таки впорхнул поджарый, невысокий и, главное, чрезвычайно жизнерадостный мужчина. Пригласил меня в свою квартиру с восклицанием: «Мак! Глиэр! Незабвенный танец моряков!» - стал пританцовывать и напевать мелодию всемирно известного «Яблочка».

Сто лет - для творчества не помеха

Мы провели вместе два часа, в течение которых он взахлёб вспоминал ту, наполовину русскую труппу, с которой свела его творческая судьба на многие годы (сам он родился в британском Ливерпуле, где сейчас живёт его брат и куда он иногда летает).

108 городов Америки они исколесили за два сезона в самый разгар Второй Мировой войны в самых необычных, порой некомфортных условиях. Часто бывало утром приезжают в новый город со своим оркестром, костюмами и декорациями, репетируют до обеда, вечером танцуют сразу три спектакля по 45 минут каждый. Если гостиницей их обеспечить не могут — то сразу на вокзал, на ночной поезд в новое место.

«Красный мак» входил почти во все программы. Адажио и «Яблочко» из этого балета исполнялись на бис. Кому интересна была тогда в Америке история с советскими моряками в китайском порту?! «Мы же были в те годы союзниками, - отвечает Фредерик, - и чувство сопереживания было очень сильным».

По моей просьбе он подписал для нашего домашнего музея свою книгу воспоминаний и просил заходить в гости: «В следующий раз, перед прилётом в Нью-Йорк, предупредите меня за недельку, я приготовлю полюбившийся мне в те годы borsch, выпьем vodochku, и посидим с вами po-russki. Я вас жду не только на своё столетие, но и раньше».

Несколько дней заняли у меня поиски той сценической площадки, где в 40-е годы выступала эта интернациональная труппа. Ею оказался подзабытый теперь «не-бродвейский» театр New York City Center, преобразованный из бывшего масонского центра с очень необычной архитектурой.

«Этим летом театр проходит самую масштабную реновацию в своей истории, и будет вновь открыт 25 октября», - рассказал вышедший мне навстречу русскоговорящий менеджер Андрей.

А 97-летний бывший «советский Капитан» Фредерик сейчас ставит балет «Сильфида» в своём ABT. Встреча с Натальей Слободян – «львовской Тао Хоа»

Не менее интересными стали для меня поиски на территории Украины исполнительницы главной женской партии в балете «Красный мак» – китайской танцовщицы, «любимицы народа» и возлюбленной нашего капитана — Тао Хоа.

Во Львовском академическом театре оперы и балета имени С. Крушельницкой эту роль в 50-е годы бессменно исполняла народная артистка УССР Наталья Слободян.

Окончившая в самый канун войны Киевское хореографическое училище, она с 1944 года и по сей день трудится в театре. За эти годы она станцевала ведущие партии в большинстве балетов классического репертуара, внося в каждую из этих полусотни ролей свои трактовки. Её заслуженно прозвали «украинской Улановой». Последние 30 лет она занята преподавательской и репетиционной деятельностью, возглавляет жюри международных конкурсов.

Разыскать Наталью Васильевну мне помогла ведущая украинских музыкальных салонов в Москве, кинорежиссёр Вера Федорченко: «Для неё эта роль очень дорога, и она с удовольствием примет Вас!».

И вот в праздник Святой Троицы в июне я оказываюсь в гостях у «львовской Тао Хоа» и прошу её поделиться впечатлениями от событий тех далёких лет.

Оказалось, что она принимала участие в трёх спектаклях композитора Р. М. Глиэра: «Эсмеральда» (в основе — музыка Ц. Пуни), «Красный мак» (выдержавший три редакции) и «Медный всадник».

Когда шла подготовка к спектаклям, она вместе со своим супругом Ярославом Антоновичем Вощаком (дирижёром, Народным артистом УССР, позже - СССР) познакомились с приехавшим во Львов Рейнгольдом Морицевичем Глиэром, присутствовавшим на репетициях и премьере и дававшим очень ценные указания оркестру.

Постановка удалась, спектакли были очень посещаемы и любимы львовянами. Сейчас Наталью Слободян несколько огорчает, что Глиэр мало звучит, хотя музыкальный материал этих балетов даёт широчайшую возможность фантазировать и варьировать.

Прощаясь накануне нового трудового дня, Наталья Васильевна восклицает: «Очень хочется, чтоб творчество Глиэра опять вернулось к зрителям со всеми своими достоинствами. Гениальная музыка не умирает!»

Таким вот необычным образом музыка к первому советскому балету «Красный мак» на китайскую тему стала на долгие годы стержнем жизни творческих людей в разных частях Света и, возможно, продлевает им жизнь и сейчас.

Характерно, что и сам автор этого произведения прожил свои почти 82 года в непрерывных трудах, создав полтысячи сочинений, и умер от передозировки кислорода с карандашом и нотной бумагой в руках.

Его формулой успеха и долголетия было сочетание в человеке таланта и трудолюбия. «Молодые дарования», но с ленцой, которых надо заставлять заниматься, Рейнгольд Морицевич Глиэр в ученики не брал.

_______________________________________________________________________________________

Киев – исторический центр и столица Украины, который и сегодня называют «матерью городов русских». Желающим ознакомиться с культурным наследием древнейшего русского города можно забронировать хорошие апартаменты в самых удобных его местах. Об этом позаботился kiev rental, где высококлассное обслуживание клиентов из любых стран мира является повседневной работой.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Новые данные о пользе чернослива
  • Названы четыре самых вредных продукта для тех, кто хочет похудеть
  • Стресс повреждает ДНК
  • Возраст наступления половой зрелости продолжает уменьшаться
  • Диета Хайди Клум

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top