Отсчет голосов пошел. Наука о выборах

Автор: 14.09.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:53
Наталья Свешникова и Константин Аксенов в Росбалте. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Наталья Свешникова и Константин Аксенов в Росбалте. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Указ президента РФ о проведении 4 декабря 2011 года выборов в ГосДуму фактически дал старт нынешней предвыборной кампании. Возможны ли предсказания политологов, социологов и психологов? В точных цифрах это преждевременно.

С приходом осени (космический цикл завершения летних работ) в России начинается цикл съездов партий-претендентов на места в Госдуме. Избираются лидеры, которые возглавят списки кандидатов. По данным аналитиков сегодня рейтинги партий таковы: Единая Россия – 54%, КПРФ – 19%, ЛДПР – 14%, Справедливая Россия – 6%, Правое Дело – 3%, Яблоко и Патриоты России по 1%.

Однако это еще не выбор России, он предстоит. Это всегда весьма трудное дело, хотя бы потому, что, сделав его, становишься ответственным за результат. Не поэтому ли на выборы ходит все меньше народа? Однако выборы всегда будут «состоявшимися», потому что уже сложился контингент «профессиональных» избирателей, в основном, пожилых людей. Из них, как раз не многие принимают на себя ответственность за, сделанный выбор, видимо, старая привычка «выполненного долга»: «Я же его отдал, теперь дайте мне, что положено».

Цена статистики

Татьяна Протасенко, научный руководитель социологического центра «Мегаполис», утверждает, опрос о партийных предпочтениях остается в Петербурге стабильным с весны. На первом месте Единая Россия, далее Справедливая Россия и КПРФ. Отмечается рост интереса к Правому Делу.

«Сегодняшние цифры, полученные социологами смысла не имеют, поскольку итоговые цифры будут все равно иными», — почти полемизирует с известным социологом в ИА Росбалт Петербурга Дмитрий Гавра, профессор СПбГУ, политолог.

По его мнению, выборы определяются наличием интриги. На макроуровне, то есть федеральном, интриги нет, так как не предвидится изменения политического курса: «Нет рынка спроса на перемены в России», — поясняет политолог. То есть, по результатам голосования не возникнет «принципиально иная структура, в которой, например, найдется место оппозиции, способной влиять на принимаемые в стране решения».

Поэтому главная интрига не в том, кто победит, а насколько успешно победит, то есть, сколько голосов (и мест в парламенте) получит каждая партия. От этого зависит, получит ли страна по итогам выборов «власть легитимную либо условно легитимную», то есть Единая Россия победит (а в это сомнения не высказывает никто) относительно или абсолютно. Тем более, считает политолог, в стране еще действует «социальный контракт», подписанный в 2000 году между Путиным и обществом. Сегодня он устраивает большинство общества: власть обеспечивает подданных «спокойствием и кормлением».

Если говорить о Петербурге, то здесь существует своя интрига. Она зависит от многих обстоятельств (смена городской власти, «перенарезание» избирательных округов и др.) и может развиваться по двум сценариями. Д. Гавра называет их, это ламинарный (упорядоченный) и турбулентный (вихревой, неупорядоченный) сценарии. Ламинарный возможен («если не будет крупных неприятностей»,- предупреждает он) при низкой явке так называемых профессиональных избирателей, «которые всегда голосуют за правящую партию». Второй вариант, турбулентный, достаточно непредсказуем, однако он повышает явку, так как его вызывают серьезные происшествия в обществе.

Наталья Свешникова, доцент кафедры политической психологии университета, не соглашается с оценкой действия властей по выполнению ее обязательств перед обществом: «Социальный контракт, заключенный властью и обществом не выполняется», — считает она. Транспортные и иные катастрофы нагнетают обстановку волнения и ощущения небезопасности».

Продолжая тему наличия интриги выборов, Н. Свешникова также не усматривает ее: «Все партии ведут себя однообразно: обещают выполнять социальные вопросы и критикуют оппонентов». Второе – худшее, означает, что «нечего сказать о себе».

Константин Аксенов, руководитель лаборатории политической географии и геополитики университета, также считает, что Единая Россия, КПРФ и ЛДПР – реальные претенденты на места в Думе. Он обращает внимание на положительный тренд (в Петербурге) у Правого дела.

Прозвучало мнение К. Аксенова о том, что в период активного ПИАРа партий, стоит обращать особое внимание на три важнейшие, нерешенные темы, говорят ли о них партии. Это вопрос миграции населения и его перспективы. Личная, семейная безопасность граждан, то есть отсутствие беспокойства (например, в России этот порог много ниже чем в США). Вопрос, обозначенный цифрой 31, то есть соблюдение конституционных свобод.

Вероятно, кто готов ответить избирателям на эти вопросы, тот и печется об их благе. Есть ли выбор, нет ли нарушения наших прав? Размышлять и выбирать нам. Может быть, стоит также заглянуть на сайт Ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос», которая открыла интерактивную «Карту нарушений прав на выборах».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА