Я ищу работу, и работа ищет меня. Портрет выпускника

Автор: 05.10.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:53
Я ищу работу, и работа ищет меня. Портрет выпускника. Фото с сайта topnews24.ru
Я ищу работу, и работа ищет меня. Портрет выпускника. Фото с сайта topnews24.ru
Этим летом около 150 тыс. выпускников вузов России начали новый этап своей жизни. Осень – время поиска работы, приложения полученных за годы обучения знаний, желание самореализоваться, в конце концов. Это нормальные амбиции для каждого молодого человека. Все ли имеют возможность это сделать, и от чего это зависит?
Сегодня имеются данные только по пяти регионам: 80% выпускников находят работу в первый год после окончания учебы. Почему за бортом остается 20% молодых, умных (обученных) и готовых трудиться? Почему 33% работают не по специальности, а 14% считают полученные знания ненужными?
Может быть, дело в том, насколько соотносимы желания и возможности этих молодых специалистов с потребностями работодателей? В каких специалистах нуждается общество, и принимает ли государство (вузы) в расчет эти нужды?

Какие специалисты нужны стране, и точно ли это известно?

По данным trud.ru в рейтинге самых востребованных профессий для выпускников вузов первое место занимают специалисты в IT-сфере, затем нужны инженеры на производстве и рабочие. Далее следуют экономисты и юристы. Наименее востребованы гуманитарные и творческие профессии. Министр здравоохранения сообщает о нехватке врачей (-27%).

Что касается личных качеств молодых специалистов, то рейтинговые агентства дают предсказуемый результат, работодатели ждут ответственных, инициативных, трудолюбивых, желающих развиваться и обучаться. Они не любят ленивых, конфликтных, пассивных, чрезмерно амбициозных и т.п. Сайт Superjob.ru отмечает, что половина работодателей недовольны подготовкой выпускников, их низким уровнем знаний.

На сегодня государство имеет большие, но разрозненные сведения по трудоустройству выпускников и, следовательно, по потребностям экономики и планированию работы вузов. Начальник управления Росстата З. Рыжикова говорит, что полное исследование вопроса трудоустройства выпускников вузов по России начнется только с 2014 года.

Может быть, одна из важнейших причин безработицы или работы не по специальности среди молодых специалистов в их переизбытке? Например, ассоциация «Сибирское соглашение» даже обсуждала, как остановить «конвейер по выпуску потенциальных безработных». Приведены сравнительные данные по количеству студентов к численности населения стран. В России это 4,8% (больше только в Финляндии 5,6 и Польше 5,4). В Японии и Германии этот процент — 2,3.

«Зеленая лампа» освещает проблемы Петербурга

Проблемы занятости молодых специалистов обсуждают эксперты Петербурга. Отражая специфику жизни в мегагородах, эти проблемы соотносимы с положением в стране.

Елена Колмакова, руководитель проекта «Сайт job.ru», представила «портрет» нынешнего выпускника вуза с его запросами к условиям работы и, с другой стороны, требования работодателя к молодому специалисту.

В поисках работы в Интернет обращаются, по большей части, молодые люди 18 – 24 лет. Большинство желает работать в светлых офисах, многие – заниматься аналитической работой и зарабатывать от 10 – 40 тыс. рублей (данные различных регионов). Предлагаемые же вакансии, в основном, сводятся к следующим: 21% — торговля, 12% — обслуживание, 5% — промышленность, склады и логистика и 6% — сфера IT.

Отрадный факт – по многим позициям интересы молодых специалистов и работодателей совпадают. Это касается уровня зарплат для начинающих карьеру со стартовых позиций, предварительного опыта работы в пределах года, работы в сфере продаж (здесь спрос и предложения равновелики).

О полезности работы в еще студенчестве говорил психолог, специалист в области проф.ориентации «Центра занятости населения» Борис Строганов. Он отмечал особую значимость правильной мотивации в выборе профессии. Не может не настораживать такой факт: планируют работать по специальности 53% выпускников, 50% считают, что избранная специальность не интересна.

Из своего ежедневного общения с ищущими работу, Б. Строганов делает выводы, о которых стоит задуматься. Часто на прием приходят выпускники с педагогическим образованием, не желающие работать в школе. «Не рядовое явление, когда выпускник приходит в Центр в сопровождении мамы». Все это, замечает психолог, следствие того, что молодые люди «прошли мимо этапа профориентации», не познали себя, подвержены иллюзиям. «Не отказываться от мечты, но реально видеть проблемы» — дает мудрый совет опытный специалист. При этом он напоминает, что Центры занятости – госучреждения, имеющееся повсюду в России, в состоянии помочь молодому человеку. В их сферу входит не только предложение вакансий, организация стажировок, переподготовка специалистов, но и проведение занятий по профориентации, включая школы.

Борис Строганов завершает свое выступление на оптимистичной ноте, предлагая «настроиться на формулу “Я ищу работу, и работа ищет меня”. Остается назначить встречу».

О проблемах последних лет, связанных с качеством подготовки выпускников, говорили в пресс-клубе «Зеленой лампы» специалисты юридических и банковский организаций. А именно эти направления чаще всего привлекают молодежь при выборе вуза.

Потребность в выпускниках с высшим образованием в четыре раза меньше, чем самих выпускников, и ровно противоположное (в цифрах) положение с потребностями и выпускниками технических рабочих профессий. Например, в Петербурге, при явном изобилии высших школ, создан Университет… сервиса и экономики, где готовят даже актеров.

Жизнь показывает, что о поиске работы надо подумать еще до вступительных экзаменов. Руководитель юридической фирмы UNICOMLEGAL Н. Неверовская считает, что сегодняшние выпускники менее активны в поиске работы, часто в вузе «отбывают повинность и не знают, чем бы хотели заниматься в будущем».

Основным, считают многие специалисты, должно быть качество образования. Мысль бесспорная, однако, и здесь существуют свои подводные камни. Работодатели охотнее принимают молодого специалиста, обладающего опытом работы в студенческие годы. Понимая это и стремясь обеспечить свои потребности, многие студенты работают. Некоторые вузы даже идут им навстречу и позволяют свободное посещение. Однако при этом не может не страдать качество образования, которым недовольны предприниматели.

Только что выступивший с лекцией в Петербурге лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес, говоря о разных подходах к рынку труда в Европе, сравнил Швецию и Италию: «Скандинавская модель программы всеобщего благосостояния зиждется на том, что при рождении ребенка заботу о его благосостоянии берет на себя государство, на Апеннинах такого не происходит». Сделаем свой вывод, наше образование, как и наука перестали быть приоритетом для государства. Разве не в них будущее?

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА