Сергей Беззубцев: Как защититься от слухов


Сергей Беззубцев, кандидат психологических наук. Фото предоставлено С. БеззубцевымСергей Беззубцев, кандидат психологических наук. Фото предоставлено С. БеззубцевымВ современном мире для регулярного «промывания мозгов» широко используются такие информационные технологии, как маркетинг, «офисные войны», политический PR, государственная пропаганда и слухи.

Поэтому не удивительно, что специалисты по технологиям манипуляции сознанием стали востребованы во всех сферах общественной жизни. Чтобы понять, как работают эти механизмы, мы обратились к исследованиям психолога, автора книги «Управление слухами: как промывают мозги», или как победить в информационной войне.

Автор книги Сергей Беззубцев, кандидат психологических наук, уже 12 лет исследует слухи и механизмы их влияния на наше сознание. Он считает, что к слухам причастны все. Достаточно умные и занятые люди считают себя свободными от влияния слухов, но на самом деле, исключений нет.

В интервью с корреспондентом газеты «Великая Эпоха» Сергей Беззубцев рассказал о том, как сделать так, чтобы люди поверили именно тебе, и как самому не стать жертвой информации.

- Сергей Алексеевич, как говорится, «Земля слухами полнится», почему именно слухи стали объектом Вашего исследования?

С.А.: Когда я еще был студентом МГУ, мне очень хотелось написать курсовую, основываясь на реальном материале, а не на результатах опроса однокурсников. Поэтому я очень просил свою кафедру, чтобы меня отправили на какое-нибудь настоящее предприятие. И однажды такая возможность появилась – пообещали отправить на большой завод. Однако сказали, что исследовать я там буду… слухи и их психологическое воздействие. Тогда я еще сам не понимал, как всерьез можно изучать слухи. Но выбора не было – слухи так слухи.

И только позже я понял, что тема эта очень интересная и серьезная, малоисследованная наукой. За 12 лет, что я занимаюсь слухами, я защитил диссертацию, в 2003 году вышла моя первая книга, которая, к моему большому удивлению, была переведена и издана в Восточной Европе.

Я углубился в дальнейшее изучение вопроса, мне даже пришлось некоторое время поработать телекорреспондентом и ведущим рубрики новостей на радио, чтобы получить больше практического опыта. И, как результат, совсем недавно вышла моя вторая книга, которую я назвал «Управление слухами: как промывают мозги».

- Какой реальный материал был использован в Вашей работе?

С.А.: По крупицам я собирал интересные примеры из маркетинга и политики. Анализировал высказывания первых лиц государств, когда им приходилось убеждать или разубеждать в чем-то общественность. Особенно было интересно наблюдать за украинскими политиками.

На протяжении нескольких лет в этой стране складывается довольно-таки конкурентная среда. А там, где есть живая конкуренция между политическими силами, информационное воздействие и, в частности, слухи, всегда выступают как главное оружие, которое каждая из сторон использует по-своему. Очень интересно наблюдать за Тимошенко, Януковичем, Ющенко. Думаю, что у них есть чему поучиться многим. Поэтому в книгу вошло много примеров по Украине.

- Можно ли определить источник или доказательную базу этих слухов ?

С.А.: Слухи анонимны по своей природе. Если слух хорошо распространяется, то становится не важным, кто это сказал, и откуда он пошел. Слух подхватывается людьми только в том случае, если они считают его правдоподобным.

Само правдоподобие информации воспринимаются через призму того, что уже есть в опыте людей. Поэтому не каждая информация сегодня станет слухом.

Слух – это всегда мнение коллективное. Кстати, я определяю слух как сообщение, которое не имеет гарантии достоверности, и распространяется по межличностным каналам от одного человека к другому, от другого к третьему и т.д. Понимаете, цепочка, как минимум, должна состоять из трех человек, т.е. если это не заслуживает внимания или не затрагивает интересов общества, то это не слух, а некая шумовая информация, она не станет слухом и не пойдет дальше.

- Нет ли у Вас рецепта, как современному человеку ориентироваться в море слухов, ведь они проникают повсюду: и в политическую, экономическую, бытовую, научную сферы жизни?

С.А.: Слухов в жизни гораздо больше, чем мы думаем. Несколько лет назад были опубликованы результаты одного исследования, которые назвали «сенсационными»: бизнесмены и ученые обсуждают слухи гораздо чаще, чем пенсионеры и сельские жители. Наука оказалась на пороге открытия социального парадокса: чем выше уровень доходов и образования человека, тем больше он вовлечен в распространение слухов. На самом деле, секрет заключается в критичности, с которой мы воспринимаем то или иное сообщение. Исследователи задавали людям прямой вопрос – «как часто вы сталкиваетесь со слухами в своей жизни?». Бабушки отвечали, что «редко», а бизнесмены и ученые, как и все, кто задумывается о происхождении информации и преуспевает в распознавании слухов, признавали, что сталкиваются часто.

Каждому из нас нужен разный объем доказательств, гарантий достоверности, чтобы поверить сообщаемой информации. Вот один хороший пример.

Крушение небоскребов в США 11 сентября. Кадры, которые потрясли весь мир: самолет врезается в здание, и оно буквально на глазах рассыпается. По официальным сообщениям, имела место террористическая атака. Но была выдвинута и другая версия, согласно которой самолет не мог так сильно повредить небоскреб, чтобы здание превратилось в руины.

Предполагалось, что предварительно здание было начинено взрывчаткой, и вся эта история с самолетами и камикадзе есть не что иное, как попытка запугать американскую общественность. Спустя несколько лет после этих событий я задавал в России людям вопрос – как вы считаете, была ли это террористическая атака или здание было начинено взрывчаткой?

Удивительно, что одна часть опрошенных утверждала одну версию, другая – другую, но все говорили, что они это видели своими глазами. Вывод: даже то, что мы видим своими глазами, а точнее – то, что нам показывают, может, на самом деле, не соответствовать действительности.

Об этом нужно помнить всегда, и не переоценивать органы чувств, свое доверие к конкретным людям, если мы сами не проверили, не потрогали. Нужно понимать, что это может быть нарисованной картинкой с целью убедить нас в чем-то.

Если говорить о простых людях, которые не всегда имеют возможность докопаться до первоисточника, чтобы иметь для себя более или менее объективную картину, я бы посоветовал им всегда пользоваться несколькими источниками, сопоставлять их сообщения.

Нужно учитывать, в чьих интересах данный источник может работать, задуматься, почему тот или иной человек освещает это так, а не иначе.

Если Вы читаете какую-то статью, слушаете чью-то речь, смотрите сюжет – очень полезно с самых первых слов настроиться на критическое восприятие всего, что вам сообщается.

Если вдруг вам удастся заметить хотя бы одну неточность, преувеличение – будьте уверены: на вас, скорее всего, пытаются оказать воздействие, и, значит, в сообщении есть и другие неточности, искажения, обобщения, которые вам пытаются незаметно подсунуть. Никогда не теряйте бдительность.

- Нередко идеологические противоречия выливаются в жестокую информационную войну. Какую роль в этом играют слухи?

С.А: Слухи используют с целью ввести кого-то в заблуждение, внушить определенные мнения и установки.

В своей книге я описываю каналы, по которым на нас выливают некую информацию. Впоследствии она становится слухами, поскольку подхватывается людьми и передается от одного человека к другому уже без упоминания о самом источнике.

Мы понимаем, что потенциал воздействия слухов будет выше, если нам их передают люди, которым мы склонны доверять. Но в процессе передачи возможны и искажения информации, что связано с тем, что каждый передает только то, что понял.

Слуху поверят с большей вероятностью, чем чьему-то выступлению или сообщению в газете. СМИ – это только один из каналов запуска слухов. Есть еще один – Интернет. В вашем издании неоднократно рассказывалось о специалистах, которые пишут определенные комментарии в блогах и на форумах в Интернете, стремясь тем самым создать определенное мнение у читателя. Надо понимать, что это тоже канал, через который кто-то пытается распространять слухи.

- По-вашему, слух накладывается на человеческие представления? Наверное, недостаточно только запустить слухи, важно управлять ими?

С.А.: Здесь есть несколько тонкостей, правил. Например, известно, что тот, кто первым завладел сознанием человека, имеет больший потенциал для успеха.

Очень важно запасть в сознание первым. Поэтому понятно, что если какая-то установка по отношению к предмету уже сформирована, переломить ее какому-то оппоненту или конкуренту будет сложнее. Тут вступает в силу так называемый механизм психической инерции. Поэтому прямые попытки повлиять на вас, когда у вас уже сложилось определенное мнение, скорее всего, потерпят неудачу.

На сегодняшний момент арсенал технологов таков, что вы все равно не останетесь незатронутыми. На вас будут оказывать тайное воздействие, чтобы не в лоб, а как бы сбоку, с флангов подкинуть вам латентные слухи. Нужная информация по крупицам будет встраиваться в тот поток, который вы не отрицаете. Будут вставлять те аргументы, которые вначале вас заставят усомниться, а потом и поменять собственное мнение.

- А как механизм «промывания мозгов» эволюционировал с развитием цивилизации?

С.А.: Еще в прошлом веке было популярным распространять слухи через так называемых «агентов влияния» – людей, которые чаще, чем другие, вступают в контакты с новыми людьми – таксистов, продавцов и т.д. Потом самым популярным средством промывания мозгов стали СМИ, в особенности телевидение. Но сейчас все больше людей осваивают Интернет. Поэтому появились принципиально новые технологии и новые профессии – например, блоггер, специалист по работе в социальных сетях.

Кстати, говорят, что революция в Египте стала первой в мире революцией социальных сетей. И неспроста в начале этого года, на фоне народных волнений, которые охватили ряд африканских и ближневосточных стран, в Китае ужесточился контроль над Интернетом, насколько мне известно. Что интересно, как раз в канун этих событий главный украинский оппозиционер Юлия Тимошенко стала еще активнее работать со своей Интернет-аудиторией, создала аккаунт в Твиттере.

Но принцип всегда остается тем же. Как и раньше, цель каждого специалиста по промыванию мозгов – проникнуть в сознание людей, убедить их в том, что сообщаемая им информация – это истина в последней инстанции, которая разделяется большинством.

- Кому интересна Ваша книга? Вы, наверное, думали о том, какое практическое применение она будет иметь?

С.А.: Книга будет интересна тем, кто уже подозревает, что на его сознание влияют, и хотел бы научиться это влияние выявлять. Кто хотел бы понять, какие уловки используют различные «официальные лица», СМИ, «случайные» знакомые, люди, которых встречают на работе, в магазине. В ситуациях социальных и политических кризисов, в канун выборов воздействие на наши мозги, как правило, только усиливается.

Надо, в первую очередь, защитить свою голову, хотя бы тем, что ты знаешь, что информация, которая приходит к тебе, не случайна. Всегда есть источник, всегда есть интерес в том, чтобы эта информация возникла.

Если ты принимаешь такую критическую позицию по отношению ко всему, что тебя окружает, чужого влияния на тебя будет оказываться меньше, и ты будешь более осознанно и ответственно относиться к жизни, сам себе станешь хозяином.

Но, вообще, это вопрос философский. Хорошо ли знать, что на тебя постоянно влияют, и пытаться противостоять этому влиянию, осознавая, что ты, возможно, никогда не докопаешься до правды, какой бы она ни была. Или уж лучше ничего этого не знать, и даже не задумываться о таких вещах, принимая на веру все, что тебе сообщают?

Выбирая между остротой ощущений и риском заразиться неизлечимой болезнью, многие все же предпочитают сиюминутное удовольствие, и пренебрегают элементарным средством предохранения.

В отношении информационного заражения ситуация аналогичная. Верить или не верить всему тому, что вам сообщают, – это ваш выбор.

Но мой долг предупредить вас, что некритичное восприятие информации и неосторожное с ней обращение представляет угрозу не только вашему благополучию, но и жизни окружающих вас людей.

- Благодарю Вас за интересный разговор


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Среди ВИЧ-инфицированных россиян почти 40% - в возрасте от 30 до 40 лет
  • Соль – это зло или благо?
  • Что не нужно есть беременным
  • Москва активно готовится к переходу на мировые стандарты по выхаживанию недоношенных детей
  • Казанских женщин научили правильно худеть


  • Top