Русские иконы в окладе представлены на аукционе в Лондоне


Российский серебряный и эмалевый триптих, икона  Святого Георгия со Святителем Николаем чудотворцем и Алексеем Митрополитом Московским, начало 20 века; 12,8 до 16 дюймов, оценивается от $ 150000 до $ 235000. Фото предоставлено акционерным домом «MacDougall»Российский серебряный и эмалевый триптих, икона Святого Георгия со Святителем Николаем чудотворцем и Алексеем Митрополитом Московским, начало 20 века; 12,8 до 16 дюймов, оценивается от $ 150000 до $ 235000. Фото предоставлено акционерным домом «MacDougall»

Св. Георгий Великомученик в окладе из серебра, жемчуга и эмали, конец 19 века, 5,3 на 4,5 дюйма, оценивается от $ 30000 до $ 45000. Фото предоставлено акционерным домом «MacDougall»Св. Георгий Великомученик в окладе из серебра, жемчуга и эмали, конец 19 века, 5,3 на 4,5 дюйма, оценивается от $ 30000 до $ 45000. Фото предоставлено акционерным домом «MacDougall»

На протяжении всей истории изобразительное искусство часто использовалось для выражения почтения богам. В России развилась уникальная форма искусства – иконопись. Иконы часто помещались в металлический оклад. Оклады становились все более изысканными, многие из них были ценнее, чем сама икона.

Аукцион MacDougall специализирующийся на продаже произведений русских художников, представляет русскую живопись, иконы и произведения искусства 1 декабря в Лондоне на общую цену более $ 25 миллионов.

Предлагается прекрасный выбор украшенных драгоценными камнями икон.

«Хотя можно встретить оклад на иконах в разных православных странах, а также на некоторых римских католических иконах, наибольший блеск и самый широкий диапазон работ связан с русской иконой, где сочетается искусство ювелира, рабочего-металлиста, эмалировщика и иконописца», — объясняет Уильям Макдугалл, директор MacDougall.

Оклады создавались как защита икон от копоти свечей, горевших перед ними. Только лицо и руки святого или Богородицы оставались видны. Чем более богатые были покровители, тем более искусно и богато орнаментированными становились оклады.

«Простейший тип оклада − басма, относится к 14 веку в России. Традиция использования окладов, возможно, происходит от византийского искусства», — объяснил Макдугалл.

Маленькие «дорожные» версии, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, часто продавались мастерами-ювелирами как дорогие подарки для императорского дома и других богатых покупателей.

Традиция сохраняется и сейчас, отражая культуру и духовную историю России.

«Использование окладов … представляло русское благочестие и святость даже в домонгольское время. Оклады являются выражением любви и почитания святых, и часто создаются в благодарность за услышанные молитвы, — сказал Макдугалл. — К концу 17 века оклады для икон считали самостоятельным видом прикладного искусства. Это не редкость, особенно для икон девятнадцатого века, что оклад может стоить больше, чем сама икона».

Опыт Макдугалла показывает, что инвестиции в эту область искусства могут быть довольно твердыми.

«Наибольший блеск и самый широкий диапазон работ связан с русской иконой», — говорит Вильям Макдугалл.

«Российский рынок икон отличается от светского русского арт-рынка с относительно небольшим числом коллекционеров в стране и большим числом коллекционеров за пределами России и Украины. В течение последних двух десятилетий он развивался медленнее, но это делает иконы исключительной ценностью, в дополнение к их красоте и духу, и стоит инвестиций».

Описание Триптиха Макдугалла

На аукционе лидирует серебряный и эмалевый триптих, икона Святого Георгия со Святителем Николаем чудотворцем и Алексеем, Митрополитом Московским, начало 20 века, который оценивается от $ 150000 до $ 235000.

«Это не совсем оклад, но уникальное интегральное произведение искусства, демонстрирующее мастерство мастера по металлу и финифти на рубеже 19 и 20 веков, когда процветало искусство эмали. Это моя любимая икона на аукционе», — написал Макдугалл в электронной почте.

Складной триптих с изображением Георгия в центре и Св. Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, на боковых панелях, был сделан в мастерской известного мастера серебряных дел Василия Агафонова в период 1895-1917 гг.

Поразительная полихромная эмалевая рамка триптиха богато раскрашена, а дизайн является исключительно изысканным.

Выбор святых показывает, что триптих был заказан какой-то важной особой.

Дар богатых

Икона св. Георгия Великомученика, в окладе из серебра, жемчуга и эмали, конец 19 века, размер 5,3 на 4,5 дюйма.

Это блестящий и редко встречающийся пример драгоценной «пядничной» (размером с ширину ладони) иконы представляет виртуозную технику известного мастера ювелира А. Овчинникова, поставщика императорского дома.

Филигранный, ажурный фон заполнен полностью светло-синей эмалью, в контрасте с декорированным жемчугом халатом святого и серебряным крестом в левой руке создает большой эффект.

Икона, конечно же, была заказана как дорогой подарок, и является прекрасным примером виртуозной работы российских ювелиров.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • "Борис Годунов" возвращается на историческую сцену Большого театра 1 декабря
  • Спектакль Гарика Сукачева "Анархия" будут транслировать в кинотеатрах России
  • ДиДюЛя выступит в Кремлевском Дворце
  • В Москве открывается выставка шедевров Караваджо
  • Доктрина красоты королевы Bel Canto Лючии Алиберти

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top