Кочевники в Кыргызстане — другая жизнь


Когда я, в который раз, собирался путешествовать по Центральной Азии, я чувствовал возбуждение от ожидания новых переживаний и приключений. Я планировал пожить несколько дней с кочевниками Сон-Куль в Кыргызстане. Те, кто считает себя больше путешественниками, чем туристами, не мечтают о памятниках или захватывающих пейзажах, но хотят испробовать вкус новых ощущений.

Из Бишкека, столицы страны, современного и развитого города, мы сразу направились в область Сон-Куль, расположенную в центре страны, вблизи магического озера с тем же названием. Мы отправились туда в поисках кочевого лагеря, который собирался нас приютить, и который, судя по длине пути, располагался на краю света.

Чтобы понять значение выражения «последние кочевники», необходимо ознакомиться с историей этого гордого и независимого народа в Центральной Азии. Некоторые исследователи могут утверждать, что есть и другие кочевники в мире. Это правда. Но никто из них не сохранил свои традиции и образ жизни в такой чистоте и так преданно, как киргизские кочевники. Они ведут простой образ жизни среди девственной природы. Есть что-то магическое в этой нетронутой чистоте.

Кочевники в Кыргызстане - другая жизнь. Фото: Франциско ГавилонКочевники в Кыргызстане — другая жизнь. Фото: Франциско Гавилон

Корни киргизской культуры уходят в глубину веков. Эта древняя раса сопротивлялась завоеваниям, репрессиям, угнетению и преследованиям во все эпохи. Но, несмотря на бурную историю, киргизам удалось сохранить свои традиции и культурные ценности. Их природная среда сформировала не только их судьбу, но и их характер, истинно кочевой стиль жизни.

Это, по всей вероятности, самый гостеприимный народ в мире — они рады поделиться последним куском хлеба со своим гостем или путешественником, который попадает к ним. Для кочевых киргизов, если вы проявляете к ним интерес и живете с ними вместе, среди лошадей и овец, это драгоценный подарок. И, без сомнения, для посетителя это также незабываемое наслаждение − испытывать искреннее гостеприимство, то, что сегодня трудно найти, несмотря на то, что нет путешествующего журналиста, который бы не похвалился тем, что встречал это щедрое гостеприимноство везде, куда он приезжал.

Кочевые киргизы обижаются, если их гость отвергает предложенное ему. Автору пришлось пить кумыс (в первый раз он отведал его у казахов), молоко кобылы, национальный напиток. У него кислый вкус, немного непривычный для западного человека. В благодарность за гостеприимство гость может предложить хозяевам что-то от себя − часы или любые другие вещи.

Киргизская кухня не отличается большим разнообразием пищи. Они готовят очень простые и вкусные блюда из обычных ингредиентов (хлеб, мясо, сыр, картофель, рис и т.д.), а также пьют чай. Но на празднествах или на свадьбе предлагаются блюда более изысканные.

Киргизы относятся с большим почтением к природе, это проявляется в их уважительном отношении к лошадям. Киргизы и лошади неразделимы. О мастерстве укрощения лошадей ходят легенды. С незапамятных времен они укрощают их, без помощи рук, которые должны оставаться свободными, чтобы держать или достать огнестрельное оружие для защиты от захватчиков. Детей начинают учить ездить на диких лошадях еще до того, как они научаться ходить. Лошадь была и остается основным видом транспорта, и большинство видов спорта в Кыргызстане − конные.

К примеру, гонка Ат-Чабыш, когда юноша верхом на лошади должен догнать девушку, также восседающую на коне. Приз − поцелуй. По традиции, чтобы получить жену, молодой киргиз выбирает одну из девушек, которая ему больше нравится, и сажает ее к себе на коня. В городах и поселках преобладают другие, более тонкие методы предложения руки девушкам. Все знают, что если женщина носит одну косу на правом плече, это означает, что она состоит в браке, если на левом плече, это означает, что она не замужем, а если на спине, то она вдова.

Юрта − чудо архитектуры

Одна из причин, почему образ жизни кочевников остался практически неизменным на протяжении веков, это легкий монтаж и демонтаж их домов, называемых юртами. Этот тип войлочных шатров и сегодня все еще используется пастухами, которые проводят лето в горах со своими стадами. Основное правило − юрта должна смотреть на юг. Она разделена на зоны. На противоположной стороне от двери расположен сундук, где хранятся одеяла и более ценная посуда. Правая сторона − женская, где находятся вещи, которые использует женщина, а также детская одежда, в то время как левая сторона принадлежит мужчине, где он хранит седла, уздечки, и так далее. Другие юрты представляют собой столовую и спальню. Ночевка в юрте меняет восприятие времени и самой жизни.

Однажды ночью я спросил старого кочевника, как они ощущают свой образ жизни. Его ответ был таков: «Человек должен двигаться, потому что солнце, луна, звезды, животные и рыбы двигаются, только земля и мертвые существа остаются там, где они находятся».

*****

Франциско Гавилан − писатель и психолог. Он побывал более чем в ста странах, жил с кочевниками в Казахстане, а также с выходцами мапуче в чилийских Андах. Он опубликовал множество статей, его книги переведены на несколько языков, включая корейский и русский.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • По Китаю. Путевые заметки. Башня Колокола
  • Бахчисарай — неувядающая красота Крыма
  • По Китаю. Путевые заметки. Даосский храм и Башня Барабанов
  • Встречайте Новый год в горах
  • По Китаю. Путевые заметки. Музей камня и кун-фу шоу

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top