Геннадий Бурбулис: «Не надо объединяться «против», надо объединяться «за»


Геннадий Бурбулис, разработчик программы реформирования государственно-политической и социально-экономической системы новой России после распада СССР. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Геннадий Бурбулис, разработчик программы реформирования государственно-политической и социально-экономической системы новой России после распада СССР. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Незаметно прошли двадцать лет с момента подписания Беловежского договора 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще. И до сих пор это событие вызывает неоднозначную оценку и трактовку среди аналитиков, политиков и государственных деятелей.

Здесь мы изложили некоторые тезисы, которые были озвучены Геннадием Бурбулисом – непосредственным разработчиком программы реформирования государственно-политической и социально-экономической системы новой России после распада СССР на пресс-конференции в «Интерфаксе» 7 декабря 2011 года.

Напоминаем, что Геннадий Бурбулис в 1991-1992 годах занимал пост Государственного секретаря РСФСР и первого заместителя Председателя Правительства РФ на начальном этапе реформ 1992 года. Он рассказал журналистам о том, какие уроки не были усвоены страной и миром, а также о том, какой колоссальный риск для многомиллионного населения нес в себе распад СССР, когда действительно существовали реальная угроза гражданской войны и массового взаимного истребления.

Беловежский консенсус декабря 1991 года, –

Это, прежде всего, уроки для моей родины, моей семьи и для меня.

Уроки для новой Европы, которая сегодня испытывает колоссальные потрясения, природа которой сущностно связана с недопониманием, и недооценкой событий 1991г.

Уроки для США: американская дипломатия, политическая позиция многие годы реализовывала ошибочную доктрину победителя в холодной войне.

Уроки миру: напряженное, ревнивое и неоднозначное отношение Азии и Запада к современной России мешают нашему развитию и возбуждают вирус имперского сознания, имперского мировоззрения, что недопустимо.

В связи с этим, меня сегодня тревожит отсутствие культуры памяти властвующим режимом и в целом по стране. Абсолютное большинство программ парламентских партий, так или иначе, связаны, либо с прямой ностальгией по советскому прошлому, либо с абсолютно конкретным воспроизводством тех или иных ценностей того периода. Иными словами, забыта имперская сущность, забыта тоталитарная природа.

Мы должны знать, что после событий 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще весь декабрь сохранялся риск кровавого передела Советского наследства, риск гражданской войны между республиками и народами в ситуации полнейшей неуправляемости.

Сущность Беловежского консенсуса заключается в том, что мы обеспечили мирный распад уникальной Империи, базирующейся на зловещей утопии коммунистического насилия, которая распадалась с неизбежностью, но с целым рядом чрезвычайно опасных последствий.

Решение пяти главных задач

1. Впервые в мировой истории состоялся мирный распад империи. 2. Впервые в мировой истории недооценена историческая важность фундаментального решения, когда три суверенных государства добровольно отказались от ядерного арсенала и обеспечили безъядерную территорию в своем государстве, а Россия взяла на себя полномочия по размещению и сохранению ядерного оружия. 3. Была предотвращена угроза кровавого передела советского наследства. 4. В декабре 1991 года была завершена холодная война, которая началась в 1946 г. Все эти годы шла непримиримая война человечества в соревновании двух систем. В гонке вооружений была истощена советская империя, в то же время состоялся величайший прорыв: полет Гагарина в космос, зародилась идея мирного сосуществования, внутри тоталитарного режима смог появиться Горбачев с его перестройкой и гласностью. Двадцатый век завершился 1991 годом – с момента окончания холодной войны, народ стал жить в новой эпохе, в новом качественном измерении.

5. Текст Беловежского соглашения содержит в себе гуманитарно-правовую и рыночно-демократическую стратегию новых государств, что открыло для мирового сообщества перспективу для будущего.

В декабре 1991 года СССР фактически уже не существовал, ни один институт власти уже не функционировал, было состояние полной безответственности. Никто лучше Горбачева не знал, что он уже ничем не управляет, ни на что не влияет.

Предпосылки распада

Крах коммунистической идеократии случился 21 августа 1991 года, когда Михаил Горбачев распустил ЦК КПСС. Тем самым был выдернут стержень из тоталитарного государства.

При этом нельзя не учитывать национальное движение в ряде социалистических республик, не только в прибалтийских республиках, отмеченных в январе 1991 года.

К этому нужно добавить катастрофическое экономическое банкротство советской империи, непонимание фундаментальности этих процессов со стороны Горбачева.

Что тревожит сегодня

Большую тревогу у меня вызывает отсутствие культуры памяти у большинства населения, которая ностальгирует по своему социалистическому прошлому.

Также беспокоит тенденция к унитаризации, тенденция к перетягиванию полномочий к федеральным органам власти, тенденция монопольного принятия решения по ресурсам: финансовым, природным.

Эта тенденция очень опасная, очень губительная и деструктивная. Мало того, что она не отвечает ценностям российской Конституции, она содержательно очень опасна, и я еще раз говорю - для меня главный, тревожный признак - это духовный распад, деградация сферы морального, нравственного состояния российского социума.

И мне, конечно, в высшей степени обидно за так называемую элиту, которая вместо востребованного консенсуса внутри себя, демонстрирует сегодня либо холуйское прислуживание режиму, либо безрассудную опрометчивую оппозиционность. Поэтому для меня и для людей послевоенного поколения крайне важно не допустить, а мы не можем допустить, распада государственности дважды на нашем веку.

Для меня крайне важно жить и действовать сегодня так, чтобы сберечь российскую государственность и не отождествлять её с властвующим политическим режимом. Отсюда и моя настойчивая позиция, исходя из которой, я обращаюсь к вам: давайте внимательно, добросовестно, комплексно разберемся, что с нами произошло 20 лет тому назад.

Без упрощения, без обзывания, без коньюктурного, на потребу массовому сознанию какого-либо вытаскивания знаков-символов, а бережного отношения, прежде всего, к нашему настоящему и будущему, потому что угроза налицо.

Возможен ли территориальный распад России?

В день Конституции 12 декабря, исходя из моей жизненной, научной и политософской позиции, я скажу, что нам нужен осмысленный переход от точного понимания сущности Беловежского, конституционного консенсуса к пониманию жизненной необходимости конституционного консенсуса в современной России.

Уроки для России 21 века заключаются в том, что у нас есть Конституция и она позволяет нам самым бережным образом отнестись к тому, что нас объединяет в рамках ценности Конституции (я это называю конституционным консенсусом).

Базовая идея конституционного консенсуса - это недопущение разрушения новой российской государственности. А его разрушение возможно, когда политический режим пренебрегает базовыми ценностями, нормами Конституции, в частности, независимостью суда, полноценным парламентским законодательным органом, реальным конституционным федерализмом, приоритетом прав и свобод человека, как высшей ценности и многим другим.

Я убежден, что нерешаемых проблем в нашей стране нет, равно, как и в Белоруссии, как и в современной Европе, есть только проблемы неверно понятые, и есть задачи неверно поставленные.

Поэтому сегодня в высшей степени повышается роль гуманитарно-правового мышления - не на баррикады, не на митинги, безусловно, нужные, призывать, но прежде всего, к бережному отношению к корням сегодняшней современной российской государственности.

Говоря о сегодняшней угрозе распада страны, я имею в виду не публичную форму, а внутреннюю, ту, что относится к духовной, нравственной сфере. Если брать еще выше, то я обратился бы к главному ресурсу страны – к достоинству человека и самоощущению личности российского общества и государства в данный момент.

Этот распад, к сожалению, уже имеет свою тенденцию и, в конечном счете, полностью связан с воздействием той радиации, которая зримо была обнажена, обнаружена в 1991 года.

Если Империя должна распасться до конца с такой же железно-исторической необходимостью, с какой распались республики бывшего Союза, этот процесс должен произойти и внутри РФ, но, скорее всего, не по принципу субъектов Федераций, а по некоторым базовым территориям России, по периметру закавказскому и дальневосточному.

По-моему, эта концепция не беспочвенна с точки зрения глобальных концепций передела современного мира. Нам ведь постоянно говорят, что с Россией трудно иметь дело, потому что она очень большая по территории. И эта угроза будет сохраняться до тех пор, пока политический режим будет демонстрировать некорректное понимание сильного государства.

* * * * *

В 1989 г. Геннадий Бурбулис был избран народным депутатом СССР, являлся председателем подкомитета по методологии и практике работы Советов в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления и самоуправления (1989-1990). Будучи одним из инициаторов создания оппозиционной Межрегиональной депутатской группы, познакомился с Борисом Ельциным, который стал одним из пяти сопредседателей МДГ.

В качестве члена Комитета Бурбулис активно участвовал в подготовке Закона «О местном самоуправлении».

В 1990 г. он был избран депутатом Свердловского областного Совета.

В мае 1990 г. Геннадий Бурбулис вышел из КПСС, и некоторое время являлся членом Демократической партии России.

В августе 1990 г. он был назначен полномочным представителем Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина. Тогда же он создал Высший координационно-консультативный Совет, в который вошли многие известные ученые и общественные деятели России.

Летом 1991 г., после победы Ельцина на выборах президента России, Геннадий Бурбулис, возглавлявший его предвыборный штаб, был назначен Государственным секретарем России – секретарем Государственного Совета при президенте России, госсекретарем при президенте РФ (1991-1992).

С ноября 1991 г. по апрель 1992 г. Бурбулис был первым заместителем председателя правительства Российской Федерации.

Участвовал в организации Беловежского совещания, в ходе которого лидеры России, Украины и Белоруссии приняли решение о роспуске СССР.

8 декабря 1991 г. в усадьбе Вискули (Беларусь) Геннадий Бурбулис вместе с Борисом Ельциным от имени РСФСР подписал соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

С марта 1992 г. Бурбулис занимал пост заместителя председателя Президентского консультативного совета. С ноября 1992 г. по 1 января 1993 г. был руководителем группы советников при президенте РФ.

С 1 января 1993 г. Геннадий Бурбулис был освобожден от всех государственных должностей.

Создал неправительственную организацию – Гуманитарный и политологический центр "Стратегия", став его президентом в феврале 1993 г. Центр участвовал в качестве базового разработчика в подготовке и проведении референдума 1993 г. по принятию новой Конституции.

В 1993 г. Геннадий Бурбулис участвовал в создании движения «Выбор России».

В декабре 1993 г. он был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993-1995) по списку блока «Выбор России», являлся членом Комитета по вопросам геополитики; в декабре 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ второго созыва (1995-1999) по одномандатному округу, был председателем подкомитета по концепции национальной безопасности и геополитическому положению России Комитета по вопросам геополитики.

Бурбулис - действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса (2008).


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • РФ достала два ракетных козыря в ответ на угрозу ЕвроПРО
  • Путин до конца не определился, как реагировать на оппозиционные митинги, считают эксперты
  • О свободе совести и правах человека
  • Заявление общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом
  • Российская весна


  • Top