Как взглянуть на Москву с высоты птичьего полета, не имея крыльев

The Epoch Times22.12.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54
Высотки. Фото: Валерий Емельянов
Высотки. Фото: Валерий Емельянов
Очень просто − нужно подняться на последние этажи знаменитых московских «высоток». Впрочем, и это дело довольно трудное − ведь в большинстве из них располагаются разные учреждения, министерства, а некоторые относятся к классу так называемого элитного жилья.

Впрочем, виды Москвы с высоты птичьего полета можно увидеть сейчас на первом этаже московского музея архитектуры имени Щусева, где открылась выставка фотографий итальянского фотомастера Габриэле Базилико «Вертикальная Москва». Габриэле Базилико проводит съемки в разных регионах мира, пытаясь зафиксировать наиболее типичные элементы той или иной городской среды.

«Сталинские высотки» (их всего семь) были призваны стать символами «величия социализма», дизайн домов и архитектура их должна была соответствовать не только утилитарным, но и эстетическим принципам. Все они построены по генплану развития Москвы 1935 года, который предусматривал строительство высотного здания дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. Оно находилось бы в центре огромной пятиконечной звезды, на острие лучей которой должны были быть построены «высотки».

В них располагались МИД на Смоленской и министерство транспорта близ Красных ворот, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», а также здание Московского университета, которому по первоначальному проекту также предполагалось быть роскошной гостиницей. Остальные были жилыми домами. Кстати, сегодня во всех «высотках», кроме «Ленинградской» и МИДа, имеются квартирные секции. Нереализованным остался проект восьмой «высотки» в Зарядье, где предполагалось возвести башню для всесильного и ужасного НКВД, однако дело кончилось лишь закладкой фундамента. На этом фундаменте позднее возвели гостиницу «Россия», ныне снесенную.

Очевидно, что в основу концепции «высоток» легли американские небоскребы. Однако перед их авторами стояла не просто утилитарная задача, как перед американскими архитекторами (строительство в США устремилось ввысь по причине дороговизны земли), а необходимость продемонстрировать величие социализма, обретавшего национальные черты.

И как ни странно, это оказалось советским переосмыслением традиционного для России радиально-кольцевого принципа городской планировки, когда в центре находится высотная доминанта, от которой лучами расходятся кварталы более низкой застройки. И об этом вполне приятно поразмышлять на выставке, взглянув на Москву глазами итальянского фотографа. Выставка будет работать до 5 февраля.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА