Коллекция китайской живописи XVII века в музее «Метрополитен»


Бада Шаньжэнь, «Рыба», свиток, чернила на бумаге. Фото: Metropolitan Museum of Art

Бада Шаньжэнь, «Рыба», свиток, чернила на бумаге. Фото: Metropolitan Museum of Art

Лу Гуан, «Поэма прописью», свиток, чернила на бумаге. Фото: Metropolitan Museum of Art

Лу Гуан, «Поэма прописью», свиток, чернила на бумаге. Фото: Metropolitan Museum of Art

Шэньду, буддийский монах в монастыре Ваньшоу на горе Луофу, в восточной провинции Гуандун, Китай, был художником, он писал в 50-е годы 17 века. Каскадный водопад и извилистый путь изображены на его пейзажах горы Луофу.

Если вам интересна история Китая, то живопись, каллиграфия, стихи, резьба по дереву и кости XVII века в настоящее время экспонируются в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Для меня эта экскурсия была потрясающим открытием!

Раздел «Шедевры лоялистов Мин из коллекции Чи Лу Ло» на выставке произведений искусств Китая XVII века предлагает мирное и созерцательное переживание.

300-летняя династия Мин рухнула, не выдержав крестьянского восстания и вторжения маньчжуров, а ее последний император покончил с жизнью, повесившись в саду за пределами Запретного города (императорского дворца) в Пекине в 1644 году.

Лоялисты Мин − правительственные чиновники, ученые и члены императорского дома, препятствовали приходу новой Династии Цин (маньчжуров), что оставило след в исторических летописях и отражено в художественных произведениях.

В отличие от ярких героических сцен, отображающих исторические события в западном искусстве, эти художники выражали свой протест с непривычной европейцам утонченностью. В приглушенной палитре золотистых, коричневых, цвета слоновой кости, черных, серых и синих тонов, живопись отображает красоту упорядоченность художественной дисциплины и сдержанности. Работы символизируют жизнь в природе, моральные добродетели и выражают неповиновение с помощью своеобразного стиля. Картины и скульптуры

Бада Шаньжэнь (1626-1705) родился в царской семье Мин, бежал от преследований, став буддийским монахом, а позже художником. В описании картины «Рыба» в галерее «Метрополитен» отмечается, что неповиновение выражено в угрожающем взгляде животного и его раздутом животе.

«Ее поднятый кверху взгляд создают почти человеческое выражение лица. Как бы повисшая в воздухе, с наполовину обрезанным хвостом, рыба может символизировать перемены в жизни и потерю», - гласит надпись.

Шитао (1642-1707) − также из королевской семьи Мин, писал бамбук и орхидеи в традиционной манере императорского двора. Созданная совместно с художником Ван Хуэй картина Шитао «Орхидеи, бамбук и скалы» висит рядом с его картиной «Бамбук и скала».

Надпись поясняет, что бамбук представляет целостность, а орхидеи символизируют чистоту. Таким образом, картины воздают должное идеалам древнекитайской культуры. В своей второй картине Шитао воссоздает глубину, изображая листья различными оттенками черного и серого цвета, отступающими на второй план. Кружащие листья напоминают темных птиц в непрерывном полете.

«Есть что-то в этих чистых формах, не вникая в содержание, и в том, как они располагаются на бумаге». Питер Норрман

Чтобы максимально проникнуться интеллектуальным и эмоциональным влиянием китайской философии, выделите не менее двух часов, чтобы не спеша посмотреть экспонаты. Не экономьте время, внимательно прочитайте сопроводительную информацию на табличках. Визуально поглощайте и сравнивайте различные произведения искусства. И разные стили каллиграфии и живописи откроются вам.

Амелия Брайни и Питер Норрман, режиссеры, приехали из Бруклина, чтобы посмотреть эту выставку. Брайни увлекается культурной антропологией, ее интересуют реальные объекты, используемые мастерами для создания чего-либо, это кисти, водяные чаши, печати, чернильные чашечки.

Китайские художники применяли кисти из слоновой кости и бамбука в работе над утонченной гравюрой.

Гу Цзуэ (конец XVII века) изобразил сцену из знаменитого стихотворения «Ода павильону пьяного старца». С тщательной подробностью изображены сосны, облака и небо над соломенной крышей павильона, приютившего людей. Каллиграфия

Как художника, Норрмана привлекла каллиграфия. «Есть что-то в этих чистых формах, не вникая в содержание, и в том, как они располагаются на бумаге», - сказал он.

В свитке «Поэма прописью» Куан Лу (1604-1650) описывает свою поездку в горы с друзьями на фестиваль девятого лунного месяца. В стихотворении упоминается о созвездии в день гибели последнего Минского императора.

Лу Гуан, живший в конце Мин (1368-1644) и в начале династии Цин (1644-1911), написал это стихотворение в память о поездке в горы с четырьмя друзьями на девятый день девятого месяца по лунному календарю – «Фестиваль двойной девятки». В этот день, согласно обычаю, люди поднимаются на высоту, чтобы насладиться видом.

В брошюре галереи «Метрополитен» также говорится о важности каллиграфии в чистом виде: «Эта работа доводит графический потенциал китайских иероглифов до предела. Столбчатая целостность сознательно и творчески скомпонована, обращают на себя внимание живописные качества этого шедевра».

Эта выставка не является открытием для Цзин Чен из Фучжоу, которая хорошо знакома с искусством Китая. С ее точки зрения, художники изображали деревья, воду, скалы и горы так, как они это видели. Оглядывая картины, она сказала: «В Китае все это именно так и выглядит».

Показ коллекции более чем из 60 предметов был организован Гонконгским музеем искусств, выставка работает до 2 января.

Бетси Ким работала юристом и тележурналистом. Сейчас она писательница, живет в Нью-Йорке.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Курицы "Золотого Феникса" в Китае
  • WikiLeaks: представителя NASDAQ задержали в Китае за поддержку Фалуньгун
  • На юге Китая продолжаются многотысячные протесты против экологического загрязнения
  • Десять крупных событий в Китае в 2011 году. Часть вторая
  • Оппозиция в Китае: девять лет тюрьмы за четыре статьи в Интернете


  • Top