Вы хотите сделать стрижку у мастера-абстракциониста?
Слева: «Девушка у окна», Рембрандт, 1645г. (Справа) «Портрет Изабеллы Брандт», первой жены Питера Поля Рубенса, 1621г. Фото предоставлено Artrenewal.org
В поисках опасных приключений я часто посещаю местный студенческий салон красоты. По сравнению с прыжками с парашютом или спуском по отвесной скале на страховочной веревке, это довольно безопасное занятие, поскольку самая неудачная стрижка отрастает за шесть недель. Положительная же сторона в том, что я встречаю готовность молодости экспериментировать и пробовать создавать новые вещи, а присутствие наставника — также неплохое дело.
Наш единственный сын и наследник справедливо заметил, что умелый мастер-парикмахер, подобно скульптору, подбирает правильную прическу для определенного лица, но работает с волосами, а не с мрамором или бронзой.
Я подумала об этом, когда мой облаченный в черное стилист, с множественными пирсингами и тату, пройдясь бритвой по моим волосам, произнес, жуя резинку: «Знаете, стричь волосы все равно, что быть художником. Вы это делаете, как Поллок или Пикассо, капая краску, куда душа пожелает».
Честно говоря, я бы хотела, чтобы с моими волосами обращались в более уравновешенной и упорядоченной манере, характерной для Рембрандта, Ренуара или Рубенса, показывая владение основами мастерства, прежде чем давать выход эмоциям.
«Гм, существуют ли основные приемы стрижки, которые вы изучаете до того, как вас выпускают в зал?» — спросила я.
«Да, а как же», — ответил он, чавкая, уверенно работая ножницами и прыская водой из пульверизатора.
«Существует несколько основных стрижек, которые мы изучаем. Для этого здесь эти головы», — кивок в сторону пяти выбритых и постриженных манекенов.
«А трудно было выучить эти основные стрижки?» — спросила я.
«Это требует практики, но я их освоил. В противном случае, меня не выпустили бы в зал», — заявил он.
Я вздохнула с облегчением.
Вот бы в мире изобразительного искусства преобладал схожий подход к изучению основ мастерства, прежде чем браться за кисть, карандаш или мастихин. Тогда, возможно, у нас был бы более рациональный и сбалансированный подход к произведениям живописи, а для посетителей выставок, покупателей и меценатов существовали бы стандарты, по которым можно было бы судить, хорошее это полотно или нет, и стоит ли оно запрашиваемой цены.
Когда речь заходит о живописных полотнах, которые продаются за большие деньги, но не являются плодом тщательно продуманных действий при их создании, на ум приходит Джексон Поллок. Крупная фигура среди абстракционистов, Поллок стал известен и признан при жизни за то, что хаотично разбрызгивал по поверхности полотна капельки краски.
По признанию самого художника, его «капельная» техника нанесения красок на разложенный на полу холст имеет много общего с импровизацией и мало общего с замыслом.
Смотря на интригующие полотна Поллока, зритель задается вопросом: «Почему нельзя сегодня использовать такую же технику и назначать такие же цены? Разумно ли считать произведение изобразительного искусства возвышенным и изящным только потому, что его автор был первым, кто додумался создать его определенным способом?»
«Создай свое собственное модернистское произведение!» — дразнил заголовок в журнале. Возникают два очевидных вопроса: «Если так легко повторить некоторые произведения современной живописи, то почему люди платят за них такие деньги?» и «Почему нет подобных статей «Сделай сам», призывающих создать пейзаж, портрет или натюрморт?»
Не потому ли, что последнее требует такого уровня мастерства, каким не обладает обычный человек?
Разумеется, не вся абстрактная живопись элементарна, легко воссоздается и подходит для копирования в разделе «Сделай сам». Иногда абстрактная работа представляет собой настоящее произведение, которое автор создает, манипулируя цветом, формой, светом и содержанием потому, что он в совершенстве владеет техникой и подготовлен в этой области.
В то же время абстрактное искусство не является более высоким видом искусства по эволюционным меркам, но оно затмевает работы изобразительного искусства, которое является нашим основным художественным наследием. Мы подменили умение и талант на новизну и чутьё, вознаграждая художника сомнительного или заурядного таланта только потому, что он первым додумался сделать что-то определенным способом.
Например, «Черный квадрат» Казимира Малевича может претендовать на политический или социальный подтекст, однако любой индивидуум или музей, приобретя банку черной и белой краски, легко сделают копию, тем самым сохранив средства на покупку картины, которую, однако, не так легко воспроизвести.
Какая другая область, кроме изобразительного искусства, страдает от такого отсутствия уважения и понимания, от предпочтения эффектности умению, от включения всего и вся до такой степени, что все искусство становится трудным для понимания и непостижимым для нормального, обычного человека?
Так не должно быть, и благодаря возрождению интереса к изобразительному искусству, как со стороны художников, так и со стороны зрителей, здравый смысл возвращается. Неудачные прически и сомнительные произведения искусства не должны становиться нормой.
Каролин Хендерсон (Stevehendersonfineart.com) — независимая писательница, а также создатель юмористической колонки Middle Aged Plague в газетах и на её блоге Middleagedplague.areavoices.com.
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать