Великие императрицы Китая — достойный пример для подражания. Чжансунь Шэна

The Epoch Times21.03.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27
Императрицы Китая. Фото взято с factsanddetails.com
Императрицы Китая. Фото: factsanddetails.com
Часть 1 — Инь Лихуа

Императрица Чжансунь была дочерью генерала Чжансунь Шэна из династии Суй, который скончался, когда ей было восемь лет. Её воспитывал дядя (брат ее матери) Гао Шилянь, и в возрасте 13 лет она вышла замуж за Ли Шиминя. Cпустя две недели после свадьбы Ли Шиминь унаследовал титул императора и провозгласил Чжансунь императрицей.

Как императрица, Чжансунь, чтобы вдохновить и поощрить мужа, часто приводила Ли Шиминю примеры из истории. Она часто помогала ему исправить его ошибки в управлении, и была известна тем, что защищала честных и преданных служащих.

Она родила трех сыновей и четырёх дочерей. Чжаньсунь умерла на 10-й год Чжэньгуань (636 год), и ей посмертно присвоили титул императрицы Вэнь-ди Шуньшен (буквально «вежливая, добродетельная, спокойная и святая императрица»), коротко — императрица Вэнь-ди. Ли Шиминь говорил, что она была «прекрасной супругой» и «великой помощницей», он построил высокий постамент у дворца, чтобы оттуда видеть её могилу.

Императрица Чжансунь, выросшая в семье чиновника, была воспитана в строгости и получила традиционное для того времени образование. Она была вежлива, добродетельна, нежна и добра. Когда она была ещё ребенком, гадалка, рассчитав дату её рождения, сказала, что «у неё безграничное достоинство, и она станет неописуемо благородной».

В возрасте 13 лет ее выдали замуж за 14-летнего Ли Шиминя — сына высокопоставленного чиновника города Тайюань. Хотя она была ещё очень молода, но уже могла выполнять возложенные на нее обязанности. Она служила его матери и отцу, помогала мужу и воспитывала детей.

В августе девятого года по Вудэ (626 году) император Ли Юань передал корону правителя Ли Шиминю, который был известен впоследствии как император Тайцзун, и Чжансунь стала императрицей. Она по-прежнему оставалась скромной и бережливой, добросовестно служила стареющему Ли Юаню, каждое утро и вечер ходила приветствовать его, регулярно напоминая слугам о том, что надо хорошо заботиться о нём. Она проявляла своё дочернее благочестие также, как обычная невестка.

Чжаньсунь была всегда вежлива и терпима к придворным дамам и евнухам, и её благородство и достоинство трогало всех. Это создавало хорошую атмосферу в императорском дворце, что позволило императору Тайцзуну сосредоточиться на управлении страной, вместо того чтобы тратить время и силы на семейные проблемы. Хотя императрица Чжансунь выросла в богатой семье и была женой императора, она всегда проявляла во всем бережливость, жила экономно. Она никогда не придавала большого значения роскоши и не увлекалась экстравагантными торжествами или пирами. Это служило хорошим примером для всех во дворце.

Император Тайцзун относился к своей супруге с большим уважением, и часто беседовал с нею о государственных делах. Хотя она обладала мудрым взглядом на многие вещи, но у неё не было желания вмешиваться в государственные дела. Она считала, что у мужчин и женщин разное предназначение и они несут ответственность за разные вещи.

Однажды император Тайцзун настоял на том, чтобы услышать её мнение. Она посмела отказать мужу в его просьбе, ответив: «Думайте об опасности даже в мирное время; выбирайте честных и способных чиновников и учитывайте их мнение. Это – всё, что я знаю, как Ваша жена, и ничего более».

Чиновник Вэй Чжэн был известен тем, что не боялся высказывать своё мнение императору Тайцзуну. Вэй Чжэн часто прямо указывал на ошибки императора Тайцзуна и настаивал на том, чтобы тот их исправил. Император Тайцзун уважал его и называл «преданным чиновником, дающим полезные советы».

Однажды император Тайцзун хотел отправиться на охоту. Собрав многочисленную свиту, он направился за город. Когда они добрались до ворот дворца, им повстречался Вэй Чжэн. Вэй Чжэн поинтересовался, куда собирается император, а затем сказал: «Сейчас весенняя пора. Природа только пробуждается. У зверей только появилось потомство. Это плохое время для охоты. Я прошу, чтобы Ваше величество вернулось во дворец».

Император Тайзцун ответил, что отправится на охоту в любом случае, но Вэй Чжэн не сдавался. Он уверенно встал посередине дороги, и преградил путь окружению императора. Император Тайцзун был разгневан, но все-таки вернулся во дворец.

Император увидел императрицу Чжансунь и сердито сказал: «Я собираюсь казнить этого выскочку!» Спросив, что произошло, императрица не стала сразу ничего говорить. Она отправилась в свою комнату и, надев официальное платье императрицы, торжественно встала перед императором и поклонилась ему. Удивившись, он спросил её: «По какому случаю Вы демонстрируете такую официальность»? На что она ответила: «Я слышала, что только у самого выдающегося императора бывают честные подчинённые. Вэй Чжен демонстрирует такую прямоту потому, что Вы – выдающийся император, поэтому, я поздравляю Вас». Император Тайцзун на мгновение был ошеломлён. Подумав, он согласился с ней, а затем сменил гнев на милость.

Старшего сына императрицы Ли Чэнцяня назвали наследным принцем, когда он был совсем юным. В то время всем двором управляли экономно, и дворец принца не был исключением. Ответственные чиновники много раз просили увеличить расходы на содержание дворца принца, но императрица Чжансунь не соглашалась, даже при том, что Ли Чэнцянь был её любимым сыном. Она сказала: «Он – наследный принц, и должен беспокоиться о своём достоинстве и своём имени, а не думать о нехватке вещей или нехватке денег!» Все во дворце пришли в восхищение и охотно согласились с её мнением.

Чжансунь Уцзи был старшим братом императрицы Чжансунь. Он был вначале гражданским, а затем и военным служащим, и внёс большой вклад, помогая Ли Шиминю в укреплении страны. Имея такие заслуги, он должен был стать высокопоставленным чиновником. Однако, будучи братом императрицы, он часто вынужден был избегать подозрения в получении титула благодаря родству.

Император Тайцзун хотел назначить его канцлером, но императрица Чжансунь сказала: «Как Ваша жена, я нахожусь во дворце на особом, важном положении. Я действительно не хочу видеть, что все мои братья также находятся при императорском дворе, это было бы похоже на семейственность. Императрица Лу в династии Хань была привером для нас. Я прошу, чтобы Ваше величество не назначало моего брата на должность канцлера!» Не имея другого выбора, Тайцзун согласился назначить Чжансунь Уцзи на другую должность, не имеющую реальной власти. Но брат императрицы отказался также и от этого предложения.

Он сказал так: «Я – брат жены императора. Если меня назначат чиновником высокого уровня, то я опасаюсь, что все будут говорить о Вашем величестве, что Вы продвигаете членов вашей семьи». Император Тайцзун очень серьезно ответил: «Когда я выбираю чиновников, то выбираю подходящих этому положению людей. Я нанимаю их, если у них есть способности. Если у них нет способностей, то я не буду использовать их, даже если они будут членами моей семьи. Ли Шеньфу является хорошим примером. Если у вас есть способности, то я буду использовать их, несмотря на личные разногласия в прошлом. Вэй Чжэн – это другой подобный пример (до того, как Ли Шиминь стал императором, Вэй Чжэн выступал за противоборствующую сторону, которая поддерживала его брата, стремящегося стать императором). Это решение не связано с нашим семейным родством».

Наконец, Чжансунь Уцзи согласился. Принцесса Чанлэ была любимой дочерью императора Тайцзуна и императрицы Чжансунь. Когда она выходила замуж, то попросила, чтобы её родители дали ей приданое в два раза больше, чем у сестры императора Тайцзуна, принцессы Юнцзя. Император первоначально согласился. Но Вэй Чжэн сказал императору Тайцзуну при императорском дворе: «Приданое принцессы Чанлэ не должно превышать приданного принцессы Юнцзя, из-за её возраста и из-за порядка её рождения. Существуют правила на этот счёт, и я надеюсь, что Ваше величество не поступит так, поскольку это даст людям повод говорить об этом».

Сначала император Тайцзун несерьёзно отнёсся к этим словам. Позже он небрежно сообщил своей жене о том, что сказал Вэй Чжэн. Она похвалила Вэй Чжэна, сказав: «Я часто слышу, что Ваше величество с большим уважением относится к Вэй Чжэну, и я не знала почему. Сегодня я услышала то, что он сказал, и это действительно верно относительно следующего принципа: игнорировать личные чувства. Как чиновник, он – действительно сокровище для страны. Я – Ваша жена, и у нас глубокая связь. Но даже в этом случае, прежде чем что-то сказать Вам, я часто должна учитывать ваш характер и реакцию, так как боюсь оскорбить Вас. Но Вэй Чжэн может не соглашаться с Вами, как обычный чиновник, и это очень трудно сделать. Ваше величество действительно должно обдумать его слова».

В конечном итоге, согласно планам императрицы Чжансунь, принцесса Чанлэ вышла замуж без чрезмерного приданого. После этого императрица Чжансунь вознаградила Вэй Чжэна, вручив ему 400 рулонов шёлка и 400 минь денег. Она также сказала ему: «Я слышала, что Вы очень честный и откровенный человек. Теперь я вижу это, и поэтому вознаграждаю Вас. Я надеюсь, что Вы останетесь таким же и никогда не изменитесь». Получив поддержку и вдохновение от императрицы, Вэй Чжэн стал ещё более предан стране.

На восьмом году Чжэньгуань (635 год) императрица поехала с императором Тайцзуном посетить дворец Цзючэн, и на обратном пути заболела. Это заболевание вскоре вызвало рецидив её прежней болезни. Поскольку её состояние ухудшалось, то наследный принц Чэнцянь попросил, чтобы император Тайцзун дал амнистию всем заключенным и послал их в храм для молитвы о том, чтобы Небо восстановило здоровье императрицы.

Все чиновники согласились, и даже Вэй Чжэн не возражал против этого. Но сама императрица Чжансунь выступала против этого решения. Она сказала: «Жизнь и смерть – это вопрос судьбы; а богатство и честь — воля Небес. Если совершение хороших дел может действительно удлинить жизнь, то я никогда не делала плохих дел в своей жизни. Если совершение хороших дел не влияет на продолжительность жизни, то что проку от поиска счастья? Предоставление амнистии заключенным является национальным делом, и даосские храмы – это тихие места. Нет никакой надобности тревожить из-за меня эти места. Зачем нарушать правила и принципы страны из-за женщины»?

Она очень хорошо знала принципы и настаивала на том, чтобы не вмешиваться в государственные дела. Услышав её слова, все заплакали, и император, в конечном счете, решил послушать её.

В свои последние минуты она снова и снова просила, чтобы император Тайцзун с добротой относился к хорошим чиновникам и не позволял членам её семьи занимать высокие посты. Она также попросила организовать ей скромные похороны.

Императору было очень грустно. Он приказал построить небольшой дом по пути к её могиле. Он поставил там слуг, чтобы они находились в доме, как это было при её жизни. Затем у дворца он построил высокую платформу, и ежедневно выходил на нее, чтобы посмотреть на могилу своей жены.

Все три великие императрицы, описанные в этих статьях, строго следовали нравственными ценностям и правилам, данными Небом. Они были нежными, чуткими, честными, добрыми, добродетельными и разумными. Проявляли заботу о своих мужьях и хорошо воспитывали своих детей. Они не только завоевали уважение своих мужей, но также высоко ценились всеми поколениями до сегодняшних дней. Именно поэтому они считаются самыми великими китайскими императрицами всех времён и служат примером традиционных китайских женских достоинств.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА