«Свет мой, зеркальце, скажи…»

логотип Epoch times
«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Зеркало - это неотъемлемая часть нашего быта. Не то, что ни одна женщина, редкий человек может обойтись без него. Зеркала прочно вошли в нашу жизнь всего несколько столетий назад. Многие из них коллекционные, особенно старинные ручные зеркала, отделка которых столь уникальна, что является произведением искусства.

До ХII века, когда научились выдувать изделия из стекла, зеркала представляли собой отполированные куски обсидиана – вулканического стекла, которые использовались в Китае, например, и в центральной Америке. Но кусочки выдувного стекла, покрытого расплавленным оловом, давали искаженное изображение. Лишь в ХV веке во Франции фламандские мастера научились покрывать плоское стекло ртутью, нанося на его поверхность тонкую оловянную фольгу.

Новое изобретение оценили венецианские купцы, которые знали цену зеркалам. Они выторговали и фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных венецианских зеркал. Чтобы надежней спрятать тайну их производства, изготовление зеркал перенесли на остров Мурано, недалеко от Венеции.

В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

В ХVII веке министр Людовика XIV – Кольбер смог подкупить трех мастеров из Мурано, чтобы начать свое производство зеркал во Франции. Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа считают Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

Зеркало стало важным элементом меблировки и декора. За его обрамление взялись ювелиры и художники, проявляя свое дарование и вкладывая в работу национальный колорит, отражающий эпоху того времени. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ, венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король Генрих VIII и французский - Франциск I. Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Церковный собор 1666 года официально запретил духовным лицам держать их в своих домах. Только маленькие зеркала привозили из-за границы знатные дамы, сделав их предметом женского туалета.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Зеркало напольное служило убранством только внутренних постельных хором, но и там оно было скрыто завесами из тафты и шелка. Лишь со второй половины XVII века при Петре Великом зеркала приобрели значение комнатной мебели.

Первое их производство наладили в Москве, на Воробьевых горах. Надо сказать, что голландцы освоили кустарную технологию зеркал, начиная уже с XIII века. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг в 1373 году, где возник первый зеркальный цех. Возможно, этот голландский метод и перенес Петр Великий в Россию позже.

Однако лучшими в мире считаются все же «венецианские зеркала». Они имеют роскошное обрамление, изящны, неповторимы, как и несколько веков назад. Венецианские зеркала служат и сегодня изысканной частью интерьера богатой гостиной.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Наряды от кутюрье в вашем гардеробе
  • Парфюмерия и духи оптом и в розницу. Советы по выбору
  • Аксессуары для наших причесок
  • Статьи о здоровье, моде, и не только…
  • Сумка бандольер – назад в 70-е
  • Комментарии:
    Рекомендуем