Записи с Израильской конференции по бизнесу — пятилетний план

The Epoch Times07.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Глава правительства Беньямин Нетагниягу: «Иногда то, что выглядит как чай, пахнет как чай, имеет вкус чая, но это... не чай». Фото: URIEL SINAI /POOL /AFP
Глава правительства Беньямин Нетагниягу: «Иногда то, что выглядит как чай, пахнет как чай, имеет вкус чая, но это… не чай». Фото: URIEL SINAI /POOL /AFP
Уже десятилетие Китай не может увеличить потребление в процентах от ВВП. В последнее время я слышал обещание премьер-министра Натаниягу оплатить билеты на самолёт до Китая каждому министру, который изъявит желание посетить Китай.
«Подумайте, если бы у нас была хотя бы небольшая часть огромного рыночного потенциала Китая…», — сказал он с трибуны конференции Глобс, посвящённой израильскому бизнесу, которая началась 11 декабря и продолжалась два дня. Это было во второй раз, когда я слышал фразу: «Громадный потенциальный рынок Китая» на израильской конференции, посвящённой Китаю.
Дело не в том, что у меня есть проблемы с мантрами. Я просто очень хорошо чувствую бизнес. Первый раз накануне я слышал эту безответственную фразу о возможностях потребления населения Китая, чтобы убедить вкладывать деньги в какой-либо бизнес, который внешне выглядит перспективно, но на самом деле — это «мыльный пузырь». Всё это мы слышали на экономических дискуссиях, и, в особенности, на последнем обсуждении об увеличении потребления в Китае, которое началось как дискуссия о пятилетнем плане развития Китая и получило странное название: «Китай — это не только чай и рис».
Начало путаницы

До сих пор есть люди, которые верят в пятилетний план развития Китая, принятый в прошлом году. Они пытаются получить любую информацию по этой теме. Я даже слышал, что некто купил в интернете за 2500 долларов файл — пидиаф пятилетнего плана. «Пока это называют план по-английски, но это не план, а джайндлайнс (руководство)», — объяснил профессор Цей Хонг-Бин, декан школы менеджмента при университете Бейджинг и советник в правительстве Китая по пятилетнему плану.

«Ключевым моментом в плане является изменение модели развития Китая от инвестиций и экспорта к потреблению. Это кажется очень просто — увеличить размер потребления от 35% до 40% от ВВП. Но как это осуществить?» — говорит профессор Цей.

В экономических дискуссиях иногда возникает путаница между понятиями «потребление» и «относительное потребление». Когда один утверждает, что в Китае низкий уровень потребления, всегда найдётся кто-то другой, который посоветует первому отправиться в Шанхай посмотреть, как люди покупают чашку кофе за 5 долларов. Говоря о низком уровне потребления, как правило, не имеют ввиду низкий уровень потребления населения, а говорят о том, что процент потребления по отношению к ВВП низкий. Когда речь идёт о потреблении в Китае в относительном выражении к ВВП, видно, что существует серьёзная проблема.

Официальная статистика это подтверждает. Согласно статистическим данным, китайские семьи потребляли в 2010 году менее 35% от ВВП, что не имеет прецедентов в современной истории и намного ниже потребления на душу населения в США и в Европе, которое составляет около 65% от ВВП и потребления в странах Азии, составляющее 50% от ВВП. «Увеличение потребления — вопрос не простой, — продолжает профессор Цей. — Об этом много дискуссируют. Предлагается увеличить зарплату, что приведёт к увеличению денежной массы, упорядочить вопросы социального страхования. Всё это кажется правильным, но это невозможно сделать за 5лет. Это долгосрочные проблемы. Я думаю, что за 5 лет будет прогресс, но проблема полностью не будет решена. Полное достижение этих целей требует проведения более серьёзных реформ, частично связанных с реформами в самом правительстве».

Попытка решения проблемы

Давайте рассмотрим эту проблему. Говоря об увеличении потребления, профессор Цей имеет в виду увеличение приобретения предметов личного пользования, таких как: продукты питания, топливо, электричество, телевизоры, автомобили и т.д.

Говоря об увеличении зарплаты, как способе решения проблемы, он имеет в виду увеличение доходов населения (чистый доход) в процентном отношении к общему доходу государства (валовый доход). Валовый доход включает в себя доходы от налогов (подоходный налог, корпоративный налог и т.д.) и корпоративные прибыли. Другими словами, основная идея заключается в перераспределении доходов таким образом, чтобы домашние хозяйства получили больше, а компании и государство меньше. Если это произойдёт, то приведёт к увеличению личного потребления по отношению к ВВП.

Однако эта идея имеет свои недостатки. Вследствие того, что население увеличивает потребление, тем самым увеличивая занятость, снижается прибыль компаний, что может привести к увольнениям. Разве это не то, что сейчас происходит в Китае? Решение заключается в проведении реформ.

Например, если негативное влияние безработицы будет ощущаться быстрее, чем положительный эффект занятости, это будет означать, что доходы населения снижаются быстрее, чем растут, и в краткосрочной перспективе частное потребление будет уменьшаться, а не увеличиваться, что является полной противоположностью желаемому результату.

Существует ли какой-нибудь способ увеличить потребление?

Очевидно, существует, например, математический расчёт на листе бумаги. Немало исследователей и учёных писали ранее, что демографические изменения или налоговые льготы изменения политики рождаемости или создание системы пенсионной защиты и т.д. приведут к увеличению процента потребления по отношению к ВВП. Но если это так просто, тогда почему на протяжении последнего десятилетия процент частного потребления от ВВП продолжал снижаться? Причина — высокий процент роста ВВП (9%-11% в год). В то время, как рост ВВП происходил быстрее, чем личное потребление, личное потребление в процентном отношении к ВВП уменьшилось. Математически это выглядит именно так.

Но возникает другой вопрос. Что произойдёт, если вдруг в Китае будет зарегистрировано резкое падение темпов роста ВВП, скажем, 5% в год, и только незначительное снижение частного потребления (т.е. умеренное увеличение частного потребления)? В этом случае потребление в процентах от ВВП увеличится. Согласно существующему прогнозу развития Китая это то, что должно произойти. Но значит ли это, что действительно произойдёт изменения уровня потребления населения? Не обязательно. Пока ещё существует решение проблемы, о котором говорилось выше — перераспределение доходов: домашние хозяйства получат больше, чтобы они могли увеличить потребление, а компании и государство получат меньше.

Реальные данные частного потребления

8 августа 2010 года компания Credit Suisse опубликовала исследование профессора Ванг Сяо-Лу из фонда реформы Китая. В 2008 году ВВП в Китае официально составил 31,4 триллиона юань, но согласно исследованию, на самом деле, он составил 34.6 триллиона юань. Другими словами, исследование показало большой разрыв, не объясняя его. Также данные о доходах населения и его потреблении были разные. Реальные доходы населения были выше на 30%, чем официально опубликованные.

Хуже того, исследование показало, что около 2/3 неопубликованных доходов принадлежит самому богатому слою населения Китая. А оставшаяся 1/3 этих доходов принадлежит состоятельной части населения, получающих зарплату в Китае. Таким образом, богатая часть населения потребляет меньше (по сравнению с их доходами), чем бедная часть населения. Другими словами, реальная экономия населения больше, чем официально опубликованные данные. А их потребление намного меньше. На сколько? По данным компании Credit Suisse потребление в прошлом году составило 31% от ВВП (официальная цифра—36%).

Версия на иврите

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА