Отношение к живописи

логотип Epoch times
Отношение к живописи

Галеристка Эмилия Казанджян раскрывает секреты успешного коллекционирования картин и рассказывает, чем определяется цена живописных полотен.

В замечательном фильме «Как украсть миллион» («How to steal a million»), ставшем признанной классикой, показаны самые различные взгляды людей на искусство. Одни буквально влюбляются в прекрасные картины и скульптуры, испытывая «наваждение, болезнь, беспомощность перед шедевром», и готовы отдать целое состояние за понравившуюся работу.

Для других людей бесценные произведения искусства – всего лишь «куча старья, которое не по карману, да и даром не нужно». Есть и такие, чьё отношение к миру прекрасного оценивается как ровное: с интересом, но без фанатизма.

Как правило, большинство людей приобретают картины для себя или в подарок: для оформления интерьера квартир, загородных домов, рабочих кабинетов. В таких случаях специалисты рекомендуют доверять собственному вкусу и делать выбор «глазами и сердцем».

Основное условие покупки – картина должна радовать. Если есть опасения, что собственный художественный вкус подводит, можно пригласить дизайнера или консультанта-искусствоведа.

Куда меньшее число людей всерьёз увлекается коллекционированием. При этом часть коллекционеров действуют по наитию, делая ставку на своё внутреннее художественное чутьё. Любопытно, что именно такие коллекционеры нередко создают прекрасные картинные галереи.

Здесь стоит упомянуть двух знаменитых братьев – Сергея и Павла Третьяковых. Эти два выдающихся московских собирателя живописи обрели известность ещё при жизни.

Современники часто удивлялись, как удаётся Третьяковым, не имеющим специального образования и «особой генетической программы», собирать уникальную коллекцию картин. И ведь, действительно, родители Третьяковых были купцами, далёкими от мира искусства, и особой творческой атмосферы в их доме не было. Но так уж получилось, что оба брата всерьёз увлеклись живописью.

Секреты успешного коллекционирования Павла Третьякова

1. Особый, избирательный подход к покупке картин – важный фактор успеха коллекции. Основателю всемирно известной картинной галереи Павлу Третьякову была важна «душа картины», что-то живое, новое, влекущее. Он ценил талант, оригинальность, процесс развития: «…мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия; поэзия во всём может быть, это дело художника». И ещё: Третьяков никогда не покупал распродававшиеся коллекции целиком. Только лучшее.

2. Всегда иметь своё собственное мнение, доверять внутреннему чутью.

Павел Михайлович был суров, но честен в своих оценках и мог легко назвать неудачное полотно прославленного художника «жалким» или «откровенно плохим».

3. Уметь отличать личное от профессионального.

Например, не любя В.В. Верещагина как человека, Третьяков высоко ценил его художественный талант и охотно приобретал его картины. И, наоборот, находясь в дружественных отношениях с каким-либо художником, мог отказаться приобрести его работу, если находил её недостаточно хорошей.

4. По возможности приобретать картины в художественных мастерских.

При покупке работ старых мастеров Павел Третьяков несколько раз допустил ошибки в определении подлинности старых картин, после чего старался с ними не связываться. «Самая подлинная для меня картина, – говорил он, – это та, которая лично куплена у художника».

5. Не увлекаться аукционными торгами.

Однажды на аукционе Павел Третьяков выложил немалую сумму за Индийскую серию картин В.В. Верещагина, после чего дал зарок больше на аукционы не ходить: «…на аукционе, как за карточным столом, рассудок в пятки уходит…».

6. Тратить на живопись много, но не забывать торговаться.

Знаменитый собиратель живописи тратил огромные суммы на новые интересные работы, при этом всегда торговался отчаянно, добиваясь снижения цены чуть ли не вдвое. «А уступочки не будет?» – знаменитый вопрос от выдающегося коллекционера Третьякова при покупке понравившейся картины. Вообще Павел Михайлович при покупке живописи использовал самые разные стратегии: от деликатного подхода до настойчивого и напористого.

Что же сегодня влияет на цену картины?

1. Известность мастера (имя художника) – складывается из многих факторов. Например, художник выставляет свои работы на престижных выставках (в том числе персональных), принимает участие в аукционах. Ведущие театры мира приглашают его оформить декорации премьерных спектаклей, знаменитые музеи приобретают его работы.

Немаловажно наличие уникального, узнаваемого стиля художника (возможны смены стиля – «периоды» – в течение творческой жизни). Большое значение имеют профессиональное образование мастера, его членство в художественных союзах и объединениях, престижные награды, звания.

2. Художественная нагрузка картины, уникальность, новаторство. Плюс то, о чём говорил П. Третьяков: «душа картины». Учитывается сила воображения и передача эмоций, игра с формами и пространством, нахождение интересных цветовых решений.

Кстати, если до изобретения фотоаппарата художники старались на холсте как можно точнее передать увиденное, то сейчас фотореализм в живописи не приветствуется и даже презрительно сравнивается некоторыми экспертами с фотообоями. Хотя о вкусах не спорят – каждый решает для себя сам, что ему больше нравится.

Сегодня актуален злободневный реализм, концептуальное искусство. Особый интерес представляет современная китайская живопись (отличается своеобразной передачей видения мира).

3. Место приобретения картины также влияет на её цену.

Третьяков не зря предпочитал покупать работы непосредственно у художников в мастерской – это самый дешёвый и надёжный способ: нет посредников, и вы лично знаете автора.

Довольно демократичный способ приобретения живописи через Интернет. Для этого существуют специальные порталы.

Более дорогая покупка – в художественных салонах (к первоначальной цене картины следует прибавить стоимость аренды помещения, охрану, зарплату консультантов-экспертов и прочее).

И, наконец, самое дорогое приобретение, как правило, бывает на аукционах. Изначальная цена лота значительно повышается в ходе торгов: влияет азарт участников, желание победить…

Два старейших и самых известных аукционных дома – «Кристис» (Christies) и «Сотбис» (Sothebys) – ежегодно соревнуются между собой за право быть лучшим, а для этого необходимо продать наиболее интересные художественные произведения как можно дороже. В ходе таких соревнований и появляются самые дорогие картины мира.

Самые дорогие картины в мире

Стоит сразу оговориться, что картины, которые хранятся и выставляются в ведущих музеях мира, не подлежат продаже, поэтому будет правильно назвать их бесценными. Ниже пойдёт речь о картинах, поступающих на торги из частных коллекций (в основном, это работы художников XX и XXI веков).

На сегодняшний день самой дорогой картиной в мире называют картину «№ 5. 1948». Она была написана в 1948 году в абстрактной манере американским художником Полом Джексоном Поллоком. Картина была продана на закрытых торгах «Сотбис» 2 ноября 2006 года за 140 миллионов долларов США. Важно отметить, что факт её продажи не подтверждается, но и не отрицается.

Уже зная, из чего формируется цена, попробуем ответить на вопрос: почему так дорого?

Автор картины Пол Джексон Поллок (1912–1956 гг.) считается лидером абстрактного экспрессионизма. Он известен как изобретатель нового стиля, которому сам дал определение «льющаяся техника» (другое определение – «техника разбрызгивания»). Суть нового стиля заключается в рисовании на холсте путём разбрызгивания краски. Кисточка не прикасается к полотну, мольберт не обязателен – холст можно просто положить на пол.

Довольно трудно сказать, что автор хотел передать в своей работе «№ 5. 1948». Возможно, «чистую гармонию, лёгкость того, как ты берёшь и отдаёшь». Каждый видит то, что хочет и чувствует.

Ещё при жизни Поллока известные музеи мира покупали его работы (например, Нью-йоркский музей современного искусства приобрел картину «Волчица»). И вообще картины Поллока, выставлявшиеся в галереях современной живописи, имели высокий коммерческий успех.

Мнение современников о его творчестве было различным: одни называли его новатором, величайшим американским художником, другие обвиняли в откровенно дурном вкусе. В любом случае Пол Джексон Поллок вписал своё имя в историю современного художественного искусства.

Второе место среди самых дорогих картин занимает «Женщина III». Она была написана в период между 1951 и 1953 годами американо-голландским художником Виллемом де Кунингом. Картина, также написанная в абстрактной манере, была продана в августе 2006 года за 137,5 миллионов долларов США.

Что могло повлиять на цену?

Автор – Виллем де Кунинг (1904–1997 гг.) – ведущий художник и скульптор второй половины XX века, один из лидеров абстрактного экспрессионизма.

Родился он в Голландии, но в 1926 году переехал жить в Соединённые Штаты. В 1935 году де Кунинг становится членом Федерального совета по искусству, а в 1939 году получает заказ от Нью-йоркской всемирной выставки на создание фрески.

В 1948 году, после длительного перерыва, де Кунинг решается открыть свою персональную выставку в галерее «Игэн». Здесь он выставил сложные, нервные чёрно-белые абстрактные композиции, открывшие в их авторе великого художника-модерниста.

В июне 1950 года Музей современного искусства избирает его в группу из шести американских художников (в группу также избран Джексон Поллок) на выставку «25-я Венецианская биеннале».

В 1953 году в галерее «Джэнис» де Кунинг выставляет несколько гигантских полотен под одним и тем же названием – «Женщина». Отдельные абстрактные биоморфные формы, с которыми художник работал в предыдущее десятилетие, соединились в женские фигуры. Полотна потрясли публику едва ли не больше, чем первые произведения искусства авангарда. Представленные картины моментально разошлись по крупнейшим музеям и коллекциям США.

Картина «Женщина III» является частью серии, посвящённой женщинам. Данная работа с 1970-х годов хранилась в Тегеранском музее современного искусства. После исламской революции 1978–79 годов, когда ситуация в Иране резко поменялась, ужесточение морали и норм поведения привели к запрету на экспозицию картины. Только в 1994 году «Женщина III» была продана и вывезена из страны.

Небольшая справка: оба вышеупомянутых произведения искусства были проданы в 2006 году известным коллекционером, владельцем звукозаписывающей компании Geffen Records Дэвидом Геффеном. Миллиардеру Геффену принадлежит одна из лучших коллекций современной живописи в США, в которую входят важнейшие работы Виллема де Кунинга, Джаспера Джонса, Джексона Поллока и других крупных художников.

Третье место среди самых дорогих картин мира занимает «Портрет Адели Блох-Бауэр I», написанный австрийским художником Густавом Климтом в 1908 году. Портрет был продан в 2006 году на аукционе «Кристис» за 135 миллионов долларов США. Эту картину приобрёл совладелец косметической компании Estee Lauder Рональд Лаудер.

Картина считается одной из лучших работ Густава Климта (1862–1918 гг.), основоположника модерна в австрийской живописи, и относится к «золотому периоду» его творчества. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» часто называют «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза».

Густав Климт изобразил портрет женщины в плоскости, не заботясь об интерьере и фоне. Картина создана таким образом, что зритель концентрирует внимание лишь на лице женщины.

Небольшая справка: также в 2006 году была продана другая картина кисти Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр II». Цена портрета составила 87,9 миллионов долларов США (это 7-е место в списке самых дорогих картин мира).

Четвёртое, пятое и шестое места в списке самых дорогих картин заняли работы испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973 гг.).

Завершая статью, хочется ещё раз сказать: отношение людей к живописи весьма различно, да и вкусы, о которые не принято спорить, тоже.

Сегодня многие коллекционеры стали подходить к процессу создания галерей профессионально: получают профильное образование, приглашают специальных агентов, оценщиков и искусствоведов для консультаций.

Среди коллекционеров немало серьёзных инвесторов: им важна не только художественная ценность картины, но и её текущая рыночная стоимость, а также прогнозируемая цена в будущем.

Трудно сказать, как сильно такие коллекционеры-инвесторы любят искусство – каждый случай сугубо индивидуален. Очевидно одно: вкладывая в приобретение картины миллионы долларов, инвестор верит, что она стоит этих денег.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • В октябре состоится II Международный конкурс им. Муслима Магомаева
  • Большой театр не стал расторгать договор с Николаем Цискаридзе
  • Михаил Ножкин отмечает свое 75-летие
  • «Серебряный вечер» на Страстном бульваре
  • Вы хотите сделать стрижку у мастера-абстракциониста?
  • Комментарии:

  • Рекомендуем