Снимается кино. Лопушанский и другие

Автор: 25.01.2012 Обновлено: 06.09.2021 13:55

Андрей Сигле. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Андрей Сигле. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
На старейшей киностудии России «Ленфильме» 23 января 2012 г. было объявлено о начале съемок картины «Роль», которая создается при совместном участии студий «Ленфильм», «Пролайн-медиа», «Беларусьфильм» и финской студии BUFO.

На «Ленфильме» снимается кино

Такая фраза может показаться совершенно банальной. Да, знаем, есть такая известная, старейшая в стране киностудия. Да, её название – гарантия интересного классного кино: слава знаменитейших режиссеров и лент не позволяют делать слабые картины. Однако сегодня, когда жизнь «Ленфильма» почти замерла, такое название звучит неожиданно оптимистично.

В тёмной-тёмной комнате на белой простыне, дело делается для удовольствия. Детская страшилка-смешилка-загадка из прошлого века, как нельзя лучше, подходила для описания происходящего на старейшей киностудии страны Ленфильме 23 января 2012 г. В уже почти мертвом огромном павильоне, чьи стены затянуты чёрной тканью, на подиуме старинные авто и пр. техника, а с потолка свисают разные технические штуки, сообщили, что «Ленфильм» жив, и 5 февраля режиссёр Константин Лопушанский начинает съёмки фильма «Роль».

Между тем, сама студия — тоже в процессе получения новой «роли». Известно, что в прошлом году шла явная битва за приватизацию студии, которую удалось остановить только прямым обращением режиссеров А. Германа и А. Сокурова к В. Путину.

Андрей Сигле, продюсер фильмов Сокурова и Лопушанского, также сражается за сохранение этого «национального достояния»: «Мы выступали против приватизации студии, и она не производится. Так что мы отогнали врагов от стен «Ленфильма», но, по ощущениям, всё ещё находимся в осаде». Подчёркивая значение нового совместного проекта он сказал: «Мне кажется, что таким совместным производством мы говорим не только о том, что киностудия будет жить, мы уверены, что она будет жить, но и кинематограф, который мы сейчас пытаемся исполнить, тоже будет жить».

Владимир Шайдаков, директор «Ленфильма», расценивает работу над «Ролью», как черту, за которой начинается «кинематографический процесс, который спасает студию после того как «Ленфильм» многие хоронили». С долей сдержанного оптимизма он считает, что это объединение творческих людей и студий составляет базу для преодоления сложностей.

Он надеется сделать старейшую студию страны, обладающую богатейшей историей, огромным фондом подлинных костюмов и реквизита разных эпох частично открыть для публики. Недавно проведенная богатая выставка костюмов привлекла тысячи посетителей. Предполагается создать Зал российского кино с постоянными выставками из фондов.

Лопушанский и другие

Картины Константина Лопушанского, режиссера-постановщика, сценариста, кинодраматурга, может быть, более известны за рубежом, чем дома. Более 30 международных кинофестивалей отмечали наградами его творчество. Фильм «Письма мертвого человека» сделал его имя известным во всём мире. Дата последнего фильма «Дикие лебеди» — 2007 год. Режиссер долго и тщательно готовит каждую работу, добиваясь предельно точного отражения замысла и подлинности воспроизводимых событий.

Итак, старт дан. В начале февраля К. Лопушанский с единомышленниками отправляется в Белоруссию, где свершится первый этап съёмок фильма «Роль». Работа будет продолжена в Петербурге и в Финляндии и завершится к весне будущего года.

Режиссер рассказал, что идея сценария фильма появилась ещё 25 лет назад. По разным причинам, включая финансовые, только теперь фильм получил жизнь. Важно, что и Минкультуры России поддержало фильм, предоставив грант в числе 7 из 238 представленных проектов.

Название фильма прямо отражает его идею: речь о роли актёра (или каждого из нас?), который решил продолжить своё служение сцене в жизни. К. Лопушанский считает, что идеями — прожить чужую жизнь, наполнен дух Серебряного века.

По сценарию, такой случай судьба предоставила талантливому актёру, занятому поисками себя. В переломные 20-е годы, во времена Гражданской войны, герой-актёр оказывается в обстоятельствах, когда красный командир готовый его расстрелять, погибает сам. Актёр неожиданно видит свою схожесть с погибшим. Им овладевает идея прожить-сыграть чужую роль, перечувствовать всё его восприятие. Он становится другим человеком, якобы потерявшим память. Актёр доигрывает роль «своей пьесы» до трагического финала. В истории русской культуры это богатый опыт творцов Серебряного века, когда такие великие авторы, как М. Чехов, пытались свою главную роль в жизни сыграть. Этот фильм – «эпитафия всем актерам и судьба всех актёров», — сказал Лопушанский. «Фильм о миллионах переломанных судеб. История раскола мировоззрения в России и её философское осмысление».

Режиссёр рассказал также, что «это историческое кино о 20-х годах прошлого века, поэтому оно снимается на черно-белую пленку. Такова стилистика художественного решения. Мы знаем то время по такому цвету хроник того времени. Это ближе эпохе и нашим ассоциациям».

Идея фильма, уверены его создатели, близка всем на съемочной площадке. Московский актёр Максим Суханов, главный герой, говорит о своей первой работе на «Ленфильме»: «Эта история для меня очень личная, связанная далеко не только с Гражданской войной, но и с искусством, и верой в силу искусства. Глубина проработки этой темы в сценарии мне очень близка. Это полифония личности героя, идущего в своей «роли»-эксперименте до конца. Тема очень актуальная в наше время. Для этого человека очень серьёзно найти то, во что веришь».

Андрей Сигле, генеральный продюсер картины и композитор музыки более чем к 40 фильмам, назвал это содружество четырёх студий «пулом людей, которым очень нравится сценарий – основа фильма, для которых «Ленфильм» предоставляет площадку и свои богатейшие «закрома реквизита».

А. Сигле основал киностудию «Пролайн-медиа» для поддержки российского авторского кино. Хорошо зная этот вид киноискусства, он представляет новый проект Константина Лопушанского не как «зрительское кино, а авторское служение искусству с особым кругом зрителей», как «работу не на заработок, а на искусство». Однако продюсер уверен, что это фестивальное, авторское кино обязательно найдет своего зрителя, которому важны работы таких отечественных мэтров, как Герман, Сокуров и Лопушанский.

В нынешней России авторское, или арт-хаус, или умное кино не окупается. Однако оно живёт и многим зрителям нужно. К. Лопушанский однажды сказал: «Кино – это многообразное поле. Как говорит китайская мудрость: «Пусть растут все цветы». Он не без горечи замечает, что сегодня «умное искусство само по себе многим представляется старомодным, и стало старомодным думать». Однако этот утончённый внешне (недаром он скрипач) и внутренне человек настойчив в том, что цель его кино – помочь человеку думать и «задуматься о стране, о судьбах искусства и человека, о его морали».

Константин Лопушанский, признавая, что «тотальное авторство, это работа любого художника», однако, считает, что очень важно и содружество, подобное нынешнему соединению четырёх студий, называя его «оптимальным решением».

До приятной встречи через год в кинозале.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА