Высокая духовная культура вдохновляла мастеров эпохи Возрождения


Флоренция, Италия. «Заработать деньги — дело хорошее, но еще лучше знать, как их потратить», — сказал Джованни Ручеллаи в 1475 году. Этот купец вошел в историю города не за свои огромные богатства, а за пожертвования крупных сумм на развитие искусства и культуры эпохи Возрождения.

Во флорентийском  знаменитом Палаццо Строцци в настоящее время проводится выставка «деньги и красота», которая демонстрирует, как богатство двигало искусство в эпоху Возрождения. Сам дворец является примером того, как богатые дворянские семьи тратили свои деньги. Фото предоставлено Пресс-службой  Palazzo Strozzi во ФлоренцииВо флорентийском знаменитом Палаццо Строцци в настоящее время проводится выставка «деньги и красота», которая демонстрирует, как богатство двигало искусство в эпоху Возрождения. Сам дворец является примером того, как богатые дворянские семьи тратили свои деньги. Фото предоставлено Пресс-службой Palazzo Strozzi во Флоренции Художественная выставка «Деньги и красота» проходит во Флоренции в Palazzo Strozzi последние недели. Выставка рассказывает историю мировой банковской системы, ее влияние на общество XV века, раскрывает положительные и отрицательные стороны в ее развитии.

«Деньги и красота являются двумя категориями, которые кажутся противоположными и несовместимыми, но, в конечном счете, результаты выручки от продажи могут сыграть положительную роль», — сказала Ландовика Себрегонди, искусствовед и куратор выставки.

Экспонаты выставки были тщательно отобраны Себрегонди и расставлены архитектором Луиджи Купеллини: казна, векселя, записи счетов, а также золотые флорины, монеты 24-каратного чистого золота весом в 3,53 грамма — производство монетного двора во Флоренции 1252 года, откуда все и началось. Протестантская Фландрия

На выставке центральное место занимают картины фламандских мастеров, изображающие ростовщиков. Ростовщики были совершенно новым типом для европейского общества того времени. Их лица и тела изображены художниками заметно деформированными от большой жажды наживы.

«В картине «Ростовщики» Ван Реймерсуаэле — хватающие руки, глубокие тени, пристальный взгляд, следящий за деньгами, наполовину сгоревшая свеча, тёмные лица — как отражение поговорки: «Деньги — это экскременты дьявола», — рассказала Себрегонди, объясняя язык изображения тела, используемый голландским живописцем.

Алтарь, изготовленный по заказу Козима де Медичи. В одной из сцен показаны двое святых, а также Св. Антоний Падуанский, указывающий на труп ростовщика, чье сердце  удалено. Святой чудесным образом сделал так, чтобы сердце оказалось в шкатулке с золотыми, показывая, насколько сердце ростовщика была привязано к деньгам. «Мученичество святых Косьмы и Дамиана» и «Чудо святого Антония», Франческо Песелини (1422-1457).Алтарь, изготовленный по заказу Козима де Медичи. В одной из сцен показаны двое святых, а также Св. Антоний Падуанский, указывающий на труп ростовщика, чье сердце удалено. Святой чудесным образом сделал так, чтобы сердце оказалось в шкатулке с золотыми, показывая, насколько сердце ростовщика была привязано к деньгам. «Мученичество святых Косьмы и Дамиана» и «Чудо святого Антония», Франческо Песелини (1422-1457). Тема ростовщичества также изображена в картине «Банкир и его жена». «Меняла и его жена не такие мрачные, как два персонажа в «Ростовщиках», но их хищные жесты передают истинную природу тех, кто зарабатывает деньги на деньгах», — сказала Себрегонди. Католическая Италия

В то время как северные художники, в соответствии с их протестантским мышлением, просто осуждали ростовщичество, католическая церковь запретила его немедленно. «Церковь запретила ростовщичество, потому что Библия предписывает нам работать и зарабатывать на жизнь в поте лица — это часть Божьего плана для нас, а ростовщичество не является работой», — пишет Паркс в публикации о выставке.

Первоначально в Италии деньги были тесно связаны с идеей греха в связи с произведением Данте «Божественная комедия», где монстры пожирают людей, а черти используют мешок с деньгами, чтобы хлестать тела грешников. Среди грешников папа, кардинал, и монахиня, что свидетельствует о коррупции, от которой пострадала церковь при введении денег.

Тогда Фома Аквинский, монах-доминиканец, ввел понятие искупления грехов через пожертвования и «отличие ростовщика и банкиров», — сказала Себрегонди. — Он сделал кредиты приемлемыми, определяя процент (около 5%), ниже которой кредитование не считалось ростовщичеством.

Многие из богатых купцов и банкиров были большими меценатами. Например, Франческо Датини построил две больницы на 100 тысяч золотых флоринов. Одна из них называлась «Больница младенцев».

«Интересным является случай с Лелмо Балдуччи, флорентийским банкиром, подозреваемым в ростовщичестве, который вложил все свои деньги в строительство больницы Св. Матфея (ныне Академия искусств). Эта больница служила для лечения кожных заболеваний. Считалось, что прикосновение к деньгам приведет к кожным заболеваниям, что свидетельствует о связи между деньгами и грязью, как считали в то время», — рассказала Себрегонди. Патронат во Флоренции

Между XIV и XVI веками число художественных работ по заказу флорентийских банкиров значительно возросло.

«Они тратили огромные суммы, жертвовали на церкви и монастыри, строили дворцы, заказывали статуи и картины. После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году, Медичи потратили третью часть всего наследства, которое досталось им от деда Козимо, на развитие архитектуры, живописи и скульптуры, а также на пожертвования своим согражданам», — пишет известный итальянский археолог и историк искусства, Сальваторе Сеттис, в своем докладе о выставке.

«Помимо финансирования художественных работ, обращающих людей к покаянию, или заказов на работы, ставшие великолепными произведениями искусства, рассказывающими о человеке, его предназначении, смысле жизни, в искусстве были и другие тенденции», — рассказывала Себрегонди.

«У всех была очень сильная тяга к искусству. У жителей присутствовала гордость за свой родной город, желание сделать его красивее, — сказала она. — Стремление к красоте было присуще всем людям того времени, а не только отдельным богатым людям».

Великолепные дворцы того времени существенно изменили архитектурный профиль всего города. Экскурсоводы выставки рассказывают о том, как закладывался первый камень для Палаццо Строцци, и мы узнаем, как счастлив был Филиппо Строцци от того, что лавочник бросил монету на камень. Это показывает равенство между дворянами и простыми людьми того времени.

«Флоренция не Версаль. Здесь нет формальной строгости, абсолютная красота, чистота, скромность, а вовсе не королевская помпезность, — сказала Себрегонди. — Не следует представлять магазины, как королевский двор. Флоренция не была двором, Флоренция была республикой, или точнее, муниципалитетом, который становится республикой».

Даже Медичи, владыки города, с их большим политическим влиянием, «никогда не хотели выделяться слишком сильно, они демонстрировали простоту и сдержанность в жизни, — рассказала Себрегонди. — Многие из заказных работ были частными заказами, почти все для своих жилищ». Во славу Божию

«Я постоянно размышляю об искусстве, и если Бог даст мне возможность, я надеюсь создать великие произведения для будущего», — сказал Филиппо Строцци в 1466 году, по возвращении в свой родной город после долгого изгнания в Неаполе.

«Если нет вдохновения, нет веры в сердце, если все предельно рационально, невозможно создать великие произведения, какие творил доминиканский монах, художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико, — сказала Себрегонди. — Некоторым художникам не платили за их работу, а просто выдавали некоторую компенсацию монастырю, в котором они работали».

Тогда являлась ли истинная вера тем, что вдохновляло флорентийских творцов стремиться к высшей красоте? «Лоренцо Медичи можно представить, как расчетливого человека, борющегося с Доминиканским иноком Савонарола, но несколько раз в неделю по ночам он отправлялся в монастырь, где предавал себя самоистязанию», — что Себрегонди обнаружила в его мемуарах.

«Мы не можем судить о прошлом с помощью современного мышления, — сказала Себрегонди об искусстве лучший эпохи в истории. — Мы потеряли способность идентифицировать себя с религией, которая была гораздо глубже, чем она является сегодня».

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Отпечатки ладоней и ступней Майкла Джексона увековечили на Аллее славы в Голливуде
  • Уитни Хьюстон снимается в новом фильме
  • Служение классической музыке
  • Отношение к живописи
  • В октябре состоится II Международный конкурс им. Муслима Магомаева

  • Девушка выполняет медитацию
  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top