«Опасный метод»: тонкая грань между врачом и пациентом

The Epoch Times01.02.2012 Обновлено: 06.09.2021 13:55

«Опасный метод»: тонкая грань между врачом и пациентом


«Опасный метод». Вигго Мортенсен (Зигмунд Фрейд) и Майкл Фассбендер (Карл Густав Юнг) в фильме «Опасный метод». Фото с сайта kino-teatr.ru

«Опасный метод»: тонкая грань между врачом и пациентом


«Опасный метод». Майкл Фассбендер (Карл Густав Юнг) и Кира Найтли (Сабина Шпильрейн) в фильме «Опасный метод». Фото с сайта kino-teatr.ru

«Опасный метод»: тонкая грань между врачом и пациентом


«Опасный метод». Актеры Майкл Фассбендер (Карл Густав Юнг), Кира Найтли (Сабина Шпильрейн) и Вигго Мортенсен (Зигмунд Фрейд) на премьере фильма «Опасный метод» в Лондоне. Фото: Gareth Cattermole/Getty Images

Новинки и хорошие фильмы онлайн смотреть бесплатно в 2012 можно без регистрации. «Опасный метод» Дэвида Кроненберга, премьера которого состоялась 2 сентября 2011 года на Венецианском кинофестивале — не исключение. Действие фильма происходит в период с 1904 по 1912 годы. Доктор Карл Густав Юнг давно
увлечен работами Зигмунда Фрейда, но как обратиться к знаменитому коллеге, с
которым он не знаком? Такой случай предоставляется с появлением в практике Юнга
новой пациентки — русской еврейки Сабины Шпильрейн.

В центре киноленты режиссера
Дэвида Кроненберга история о зарождении психоанализа и взаимоотношения его
создателей Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен) и Карла Густава Юнга (Майкл
Фассбендер) при непосредственном присутствии в судьбе обоих будущего
психоаналитика Сабины Шпильрейн (Кира Найтли).

Первая беседа Фрейда и Юнга
длится 13 часов, но с каждой минутой экранного времени разногласия между ними
становятся все более ярко выраженными.

Доктор Юнг не считает
правильным метод Фрейда интерпретировать любой клинический случай сексуальными
аспектами; Фрейд в душе завидует социальному положению Юнга, который, в свою
очередь, не упускает случая подчеркнуть свое превосходство в этом отношении.

Юнг пытается найти способ не
просто выявить причину психического расстройства пациента, но отыскать
возможность его вылечить. Фрейд же выражает свое отношение к вопросу: «Делайте,
что хотите, но не надейтесь их исцелить».

Юнг склонен верить в
метафизические явления, пока Фрейд утверждает, что все неврозы имеют
сексуальную почву. Беззастенчиво безнравственный персонаж — доктор Отто Гросс
(Венсан Кассель) выражается по этому поводу предельно ясно: «Одержимость Фрейда
сексом лишь указывает на то, что ему самому его не хватает».

Идеология Гросса проста: «Что
бы вы ни делали, не проходите мимо колодца, не напившись». А это означает — не
лишайте себя удовольствий. Общаясь с Гроссом, сознание Юнга лишь поначалу
противится влекущей силе его теории. На призыв Гросса: «Зачем отказываться от
простого удовольствия?», — он отвечает: «Затем, что удовольствия никогда не
бывают простыми (и это мудрая мысль!)».

Но постепенно, Юнг поддается,
и совершает грех. Вот мы и пришли к тому, что психоанализ психоанализом, но
движет поступками человека его нравственная основа.

Так о чем же все-таки говорит
режиссер Дэвид Кроненберг в своем кинопроизведении? — Игры с разумом по большей
части опасны, человеческое сознание настолько сложно и уникально, что полностью
его понять невозможно будет никогда. Так ли уж отличаются врачи и пациенты?

Вопрос: «Надо ли копаться в
человеческом сознании, усложняя все еще больше различными теориями?» так и
повисает в воздухе. Возможно, следует относиться к жизни по возможности просто,
следуя общечеловеческим принципам, тогда любое сознание успокоится и сможет
справляться со страстями в собственной душе.

Сказать, что фильм удался, не
могу. Достаточно вспомнить для сравнения картину Барбры Стрейзанд «Повелитель
приливов» об отношениях психоаналитика и ее пациента, о поистине созидательной
силе лечения психики. Сравнение никак не в пользу киноленты «Опасный метод».

Да, Кроненберг виртуозно
изображает неторопливое течение жизни общества начала двадцатого века,
вырисовывает исторические личности, делая акцент на их силе и слабости, и на
том, что лечением занимаются те, кто в полной мере сами подвержены всем
человеческим страстям. Недаром в переписке знаменитых психоаналитиков под конец
звучали адресованные друг другу характеристики, вроде «неврастеник».

Действительно, все это в
фильме есть, но целостного творения с постепенно раскрытой главной мыслью
создать не удалось, не хватило некоего связующего ингредиента, получился лишь
довольно поверхностный экскурс в прошлое.

Однако исполнительское трио —
Найтли, Фассбендер, Мортенсен — на высоте.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА