Правящий аппарат Сирии стал обузой Асаду

The Epoch Times08.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
На видео, выложенном в YouTube 29 января, вооруженные люди, якобы солдаты Свободной Сирийской Армии (FSA), стоят на страже в центре сирийского города Растан, провинция Хомс. Фото: AFP/Getty Images
На видео, выложенном в YouTube 29 января, вооруженные люди, якобы солдаты Свободной Сирийской Армии (FSA), стоят на страже в центре сирийского города Растан, провинция Хомс. Фото: AFP/Getty Images
Сирийское правительство сейчас больше настроено на диалог, чем десять лет назад, когда президент Сирии Башар Асад пришёл к власти, полный решимости провести некоторые важные политические реформы. Почему же он не выполнил хотя бы часть того, что был намерен сделать, и не оправдал ожиданий общественности?
Асад унаследовал от своего отца не только должность президента, но и систему управления: укоренившийся правящий аппарат, состоящий из лидеров партии Баас, высшего военного руководства, мощного ведомства разведки (Мухабарат), сил внутренней безопасности и бизнес-элиты.

Все они, в основном, принадлежат группе алавитского меньшинства Башара, и сильно заинтересованы в сохранении нынешней государственной системы любой ценой. Асад сумел утвердить свою власть только при молчаливом условии, что он будет сохранять статус-кво, который, в конце концов, оказался для него бременем.

В начале переворота в Сирии, почти десять месяцев назад, Асад собирался пойти на некоторые уступки, чтобы успокоитьнарод, но был немедленно остановлен кликой могущественных людей, которые окружают его и сегодня, в том числе его братом Махером, командующим Республиканской гвардией.

В результате реформ правящая клика неизбежно потеряет часть своих полномочий, от которых она не хочет отказываться, несмотря на страдания народа. По этой причине практически любой вариант решения сирийского кризиса должен учитывать характер внутригрупповых отношений, и то, что можно сделать в рамках этих отношений.

Влияние Лиги арабских государств

То, что миссия наблюдателей Лиги арабских государств (ЛАГ) не изменила ситуацию, было предсказуемо, поскольку они не имели мандата и возможности свободно перемещаться по стране, в любое место и в любое время, и только посещали места, согласованные с правительством.

За месяц с начала работы миссии правительственные войска убили более пятисот сирийцев. После продления миссии ещё на месяц, всего несколько дней назад Лига арабских государств приняла решение приостановить работу миссии наблюдателей, так как убийства мирных жителей продолжались.

Ни продолжение такой миссии, ни призывы ЛАГ к Асаду уйти в отставку, провести новые выборы и разработать новую конституцию не принесут каких-либо серьёзных изменений.

Решение ЛАГ обратиться к Организации Объединенных Наций при поддержке США и ЕС сможет привести, в лучшем случае, к неполному разрешению ситуации, не вынудит Асада уйти в отставку и не приведет к каким-либо значимым санкциям. Россия и Китай уже наложили вето на резолюцию ООН по Сирии.

Учитывая, что всё происходящее в Сирии будет иметь серьёзные региональные последствия, любые вмешательства извне должны быть тщательно взвешены, с учётом внутренних условий и их развития. Одна вещь, однако, остается ясной: существенные и необратимые изменения не происходят в Сирии не из-за одного лидера нынешнего правительства, так как проблема не в Асаде, а в его окружении, которое останется, даже если он уйдёт.
Вытеснение Асада

В этой связи ЛАГ, при поддержке других крупных игроков, в том числе Турции, должна разработать стратегию, которая позволит сместить Асада и его когорту, хотя это может занять большую часть 2012 года. Стратегия должна состоять из четырёх самостоятельных, но взаимосвязанных шагов, которые должны реализовываться одновременно.

Во-первых, Асад опасается, что может разделить судьбу Каддафи и не сможет восстановить легитимность. Поэтому в ходе проведения переговоров необходимо внести предложения по безопасному выезду и иммунитету от судебного преследования для Асада, его семьи, лидеров алавитов и нескольких десятков его помощников.

Это особенно актуально, так как Асаду и его клике будут предъявлены обвинения Международным Уголовным Судом, что может произойти в ближайшее время, в частности, обвинения в массовых убийствах. Когда Асаду будет предъявлено обвинение, он вряд ли выберет этот курс.

По этой причине, вместо того, чтобы просить Асада передать власть одному депутату (министру иностранных дел Сирии Валиду аль-Муаллим), ЛАГ при взаимодействии с администрацией президента Обамы и руководством Турции должна активно изучить вариант «безопасного выхода», по которому Асаду предложат надёжное убежище. Это убережёт Сирию от дальнейшего падения в пропасть.

Вариант «безопасного выхода» уже успешно сработал в Йемене, и Саудовская королевская семья не будет возражать против того, чтобы предоставить Асаду и его окружению убежище, как это было ранее с Иди Амином, президентом Уганды, и с президентом Туниса Зин эль-Абидин Бен Али.

Жесткие санкции

Во-вторых, если Асад не сможет выбрать первый вариант, надеясь, что Иран и Россия будут поддерживать и хорошо финансировать его, то он может надеяться на подавление восстания.

Совместные усилия ЛАГ, Соединённых Штатов, Европейского Союза и Турции должны быть направлены на наложение жестких санкций: от отмены всех гражданских рейсов до прекращения торговли Сирии с рядом арабских государств, в том числе Иорданией и Саудовской Аравией. Не исключена угроза военного вмешательства через запретные для полетов зоны, а также использование кибер-войны.

В отличие от Ирака, почти полностью самостоятельной страны, Сирия крайне зависит от импорта. Санкции могут стать очень болезненными и оказать давление на весь правящий аппарат, постепенно разрушая его.

Совет Безопасности ООН в настоящее время рассматривает арабо-европейский проект резолюции, отражающей требования ЛАГ, призывающие Асада передать власть своему заместителю, но в нем не упоминается о применении санкций в случае его отказа.

Несмотря на возражения России по данному проекту, Москва, в конечном итоге, может смягчиться. Высокопоставленный российский представитель недавно заявил, что «Россия не может ничего больше сделать для Асада», это должно послужить для него серьёзным сигналом.

Военный переворот

В-третьих, высшее военное командование Сирии может серьёзно рассмотреть вариант «египетской модели», где высшее военное начальство, заботясь о собственном выживании, отказалось от Мубарака и его ближайших соратников, обещая осуществление реальных реформ.

Такой поворот событий может произойти, учитывая рост дезертирства и отказ военных подавлять протесты.

Сирийские военные имеют сильное влияние в стране и могут навязать свою волю. Для верховного командования принесение в жертву Асада и двух десятков его соратников, как символа тирании, поможет сохранить единство армии и, прежде всего, сохранить жизнь и интересы основной части правящего аппарата.

Этот сценарий вряд ли был бы возможен ещё несколько месяцев назад, из-за верности военных клике Асада, а также потому, что режим держался на армии последние четыре десятилетия. Но сейчас обстановка на местах изменилась коренным образом. Только радикальные шаги смогут остановить бойню, так как нынешняя ситуация неуклонно ведёт к гражданской войне.

Время вышло

Конфликт уже начался и, скорее всего, если не будет предпринято никаких резких шагов, перейдет в полномасштабную гражданскую войну. Такой сценарий неизбежно приведёт к падению режима Асада, и никто в его нынешней структуре власти не выживет. В начале случаи дезертирства были редки, а в настоящее время их количество увеличилось до ста ежедневно, что способствовало появлению Свободной сирийской армии (FSA), как организованной и вооруженной оппозиции, действующей в качестве военного крыла Сирийского Национального Совета.

FSA держит под контролем два ключевых города – Дума (на северо-востоке от Дамаска) и Забадани (рядом с ливанской границей), что заставляет власти вести переговоры, чтобы остановить боевые действия. Если развернется этот сценарий, то, вероятно, последует ливийская модель захватов городов, один за другим, в результате боёв. Это подтверждают недавние сообщения о том, что власти уже начали раздавать оружие в алавитских районах страны с целью пресечения дальнейшего роста FSA.

Время президента Асада истекло. После массовых убийств режим Асада ни при каких обстоятельствах не сможет восстановить свою легитимность, даже если некоторое спокойствие будет восстановлено.

По иронии судьбы, Асад, который, возможно, был первым лидером в Сирии, хотевшим на самом деле провести некоторые политические реформы, может оказаться первой жертвой руководящего аппарата, который он унаследовал, но не изменил. Династия Асада, несомненно, уйдёт в прошлое, независимо от того, сколько времени это может занять.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА