Растущая китайская экономика требует реструктуризации

Автор: 08.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Доктор Ларди выступил в институте Петерсона 1 февраля на презентации своей новой книги «Поддержание экономического роста Китая». Фото: Gary Feuerberg / The Epoch Times
Доктор Ларди выступил в институте Петерсона 1 февраля на презентации своей новой книги «Поддержание экономического роста Китая». Фото: Gary Feuerberg / The Epoch Times
Эксперт китайской экономики Николас Ларди говорит о необходимости изменения финансовой системы Китая.

По мнению Николаса Ларди, жилье стало важнейшим фактором экономического роста в Китае, но он также считает, что это не может дальше так продолжаться. Для Китая необходимо принять политику, которая в большей мере будет способствовать частному потреблению.

По мнению эксперта Николаса Ларди, экономика Китая находится в дисбалансе, и эти искажения должны быть исправлены.
Китаю удалось пробиться через мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., достигнув роста ВВП в 9,2% за счет фискального и монетарного стимулирования своей экономики, таким мнением поделился известный эксперт китайской экономики Николас Ларди.
В своей новой книге «Поддержание экономического роста Китая после всемирного экономического кризиса» Ларди пишет, что разные стимулы не затрагивают глубоких структурных проблем и диспропорций в экономике Китая.
Приводя веские аргументы, основанные на твердых цифрах, Ларди заявил, что Китай должен кардинально перестроить свою экономику, если страна хочет двигаться вперед, по пути устойчивого экономического роста.

Выступая 1 февраля перед широкой аудиторией финансовых экспертов по Китаю в институте международной экономики Петерсона, Ларди сказал, что он не может себе представить, как при структурированной экономике объем жилищного строительства Китая может продолжать составлять 15% от ВВП.

Чтобы иметь высокий экономический рост, Китай должен «изменить структуру спроса в пользу потребления, и отойти от инвестиций и экспорта», сказал Ларди в заключение своей беседы. Изменение структуры экономики требует решений в отношении сбережений, рынка недвижимости, «репрессированной» финансовой системы и валютного курса.

Сбережения домашних хозяйств

По словам Ларди, дисбаланс китайской экономики начался еще в 2002/ 2003 гг., и финансовая система за последние семь-восемь лет стала в значительной мере «репрессированной».

До 2004 года реальная доходность по вкладам для вкладчиков составляла в среднем 3%. С 2004 года, по подсчетам Ларди, средняя норма процента находится уже в «минусе».

«Так как центральный банк имеет полный контроль над номинальной процентной ставкой, он может генерировать любой реальный доход по депозитам, какой он только захочет»,- сказал Ларди. Почему же центральный банк изменил свою политику в 2004 году? Одной из причин является то, что рентабельность банков была довольно высокой. Низкий уровень тестов центрального банка на депозиты создал дешевый источник финансирования для коммерческих банков.
Какой бы ни была причина, рост сбережений населения, как доля располагаемого дохода, после 2003 года «совпал с увеличением финансовых репрессий, и резко сократился реальный возврат сбережений», сказал он.
Снижение реальных процентных ставок привело к увеличению сбережений домашних хозяйств. Ларди составил таблицу за период 1997-2008 гг., в которой показал, что сбережения домашних хозяйств до 2003 года, когда средняя годовая ставка по депозитам была 3%, достигали, в среднем, 29% от чистого дохода. После 2003 года, когда ставки стали отрицательными, сбережения населения выросли, в среднем, на 36% от располагаемого дохода.
Логично было бы ожидать, что китайские вкладчики будут уменьшать свои сбережения, когда процентная ставка после инфляции стала отрицательной. Но в Китае это не так.
Ларди сказал, что китайцы — это «предупредительные вкладчики», а жизнь в Китае требует «самострахования». Он предполагает, что основная причина, по которой большинство людей в Китае стремятся к сбережениям, это необходимость достичь определенного уровня благосостояния. Для этого домашние хозяйства будут все больше откладывать деньги и меньше использовать свои доходы.
Он отметил, что «такое поведение имеет смысл в обществе, где помощь медицинского страхования ограничена, медицинская помощь в больницах доступна лишь в случае, если деньги заплачены вперед, также необходимы относительно высокие авансовые платежи, чтобы получить ипотеку на жилье».
Ларди рекомендует китайскому государству построить более сильную систему социальной защиты, чтобы способствовать сокращению сбережений домашних хозяйств.
Гипертрофированные инвестиции в недвижимость

Еще одним примером в отрицательном годовом отчете по банковским вкладам, сделанным после 2003 года, является перенаправление денег в жилую недвижимость — это «самая большая движущая сила экономического роста в Китае в течение последних четырех или пяти лет», сказал Ларди.

Он сравнил пик инвестиций в жилищное строительство в Китае с другими развитыми странами, чтобы показать, до какой крайности дошел Китай. График показывает, что инвестиции в жилую недвижимость Китая в 2011 году составляли примерно 9,1% от ВВП, в то время как пики США (2005г., 6%), Индии (2008 г., 5,2%) и на Тайване (1980г, 4,3%) были далеки от этого.
Ларди не верит, что рост инвестиций в жилье в Китае будет устойчивым, и ожидает заметный спад в этой сфере. Перспектив повышения объема личного потребления пока нет, так как в ВВП доминируют инвестиции. Рост производства продукции зависит из трех компонентов ВВП: потребления, инвестиций и экспорта. «Расширение инвестиций является одним из основных и более важных движущих сил экономического роста в Китае»,- пишет Ларди.

Ларди сообщил, что в период с 1997 по 2003 гг. доля инвестиций составила 37,1% от ВВП. После 2003 года, однако, доля инвестиций составила уже 44,1%, что является необычно высоким показателем, по стандартам Восточной Азии.

Между тем, уровень потребления домашних хозяйств резко снижается. Средний уровень в 1990-х годах было 46%, это означает спад по сравнению с наполовину большим показателем ВВП в 1980 году. Начиная с 2003 года, потребление домашних хозяйств заметно снизилось и в 2008 и 2009 годах составило всего 35% ВВП, в 2010 году — всего лишь 34%.
34-35-процентная ставка частного потребления в 2008-2010 гг. «является, несомненно, самой низкой долей потребления в любой крупной экономике в мире», пишет Ларди. Понять то, насколько низкой является эта норма потребления, можно, рассмотрев самую низкую точку уровня потребления домашних хозяйств в США.
Уровень потребления домашних хозяйств во время Второй мировой войны составил 50%. В то время экономика США была преобразована в военное производство, потребительские товары были ограничены, бензин и продовольствие было доступно только по карточкам, и американцы покупали военные облигации.

«Репрессирование» финансовой системы

С начала 2003 года отрицательные процентные ставки на сбережения домашних хозяйств и последствия от конфискации доходов домохозяйств явились примером «репрессированной» финансовой системы. Кроме того, есть и другие приемы подавления, такие как допуск незначительного количества людей к приобретению государственных облигаций.
Коммерческие банки со стороны центрального банка также репрессируются при установлении феноменально высокого уровня ставки на резервы. Требования к депозитам растут быстро, и в отношении резервов в 2011 году достигли рекордного уровня — 21,5%.
«”Репрессирование” финансовой системы означает, что домашние хозяйства и корпорации не имеют других вариантов для инвестирования своих денег, кроме государственной банковской системы, которая платит ничтожные проценты. В некотором смысле, государственная банковская система за мелкие ставки берет сбережения домохозяйств и компаний, и направляет их на одобренные государством проекты по низким процентным ставкам», пишет в своем письме доктор Кристофер А. Макнелли, политэкономист университета Шеминеди и редактор газеты «Независимая политэкономия Китая: капитализм в логове дракона» (2008).
«Финансовые репрессии были побочным продуктом политики правительства в отношении валютного курса», с помощью которого правительство держало курс юаня заниженным, сказал Ларди. Эффективный валютный курс был оценен, в среднем. в 4,4% в период 1995-2002 гг., но затем резко упал в период 2003-2010 гг., в среднем, до 0,5%. В настоящее время внутреннее предложение увеличивается ежегодно на ошеломляющую цифру — 9%.
Имея такие большие излишки денег, Центральный банк вмешался в валютный рынок, что привело к массовому накоплению официальных валютных резервов в 3,2 триллиона долларов США в середине 2011 года. Хорошо было бы вспомнить, что в конце 2003 года запасы составляли лишь 120 млрд долларов США.
Чтобы удержать инфляцию под контролем, Центральный банк сдерживает рост «денег не за счет повышения процентных ставок, но за счет повышения нормы обязательных резервов для уменьшения денежной массы в обращении».

Восстановление баланса

В этой дискуссии не упоминались перекосы в экономике Китая из-за субсидий в производство, которые наносят ущерб сфере услуг. Всем известно, что упор в Китае делается на экспорт, но также хорошо известны и другие искажения экономики, такие как финансовые репрессии и заниженный валютный курс, которые действуют против восстановления баланса экономики Китая в мировой экономике.
Реструктуризация торговли имеет большое значение для финансирования американского дефицита. С глобальной точки зрения, Китаю не надо было бы больше способствовать глобальному экономическому дисбалансу, который привел к глобальному финансовому кризису и великой рецессии, сказал Ларди.
Ларди часто цитирует премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, сказавшего, что для поддержания экономического роста необходимы значительные реформы. «Экономический рост Китая является неустойчивым, несбалансированным, несогласованным и нежизнеспособным»,- сказал Вэнь Цзябао в марте 2007.
Вэнь Цзябао с тех пор неоднократно призывал к реформам и восстановлению баланса, и пообещал «провести рыночные реформы процентных ставок», пишет Ларди в своей книге. Ларди также отмечает, что слова в поддержку реформ китайскими коммунистическими руководителями можно найти и в плане 12-й пятилетки, и в других документах.
Но в этих документах нет ничего нового в отношении реформ, заявил Ларди. Необходимы реформы, но пока нет даже и первых шагов в этом направлении.
Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА