Смена погоды в Южно-Китайском море

The Epoch Times08.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Снимок  16 ноября 2011 года показывает нелегальные китайские рыболовные суда, преследуемые вертолётом береговой охраны и коммандос на резиновых лодках в южнокорейских водах. Фото: Dong-a Ilbo/AFP/Getty Images
Снимок 16 ноября 2011 года показывает нелегальные китайские рыболовные суда, преследуемые вертолётом береговой охраны и коммандос на резиновых лодках в южнокорейских водах. Фото: Dong-a Ilbo/AFP/Getty Images
В Южно-Китайское море, и так далеко не спокойный регион, может вернуться состояние нестабильности и насилия, как в конце 1980 года. В настоящее время усилия по поддержанию стабильности и укреплению доверия могут наткнуться на проблему изменения окружающей среды в регионе.

Глобальное потепление в Южно-Китайском море характеризует как саму природу, так и физические характеристики региона. Эти преобразования имеют потенциал для дальнейшей эскалации и без того повышенной напряжённости между государствами, что повышает вероятность конфликта.

Споры

Воды, острова и ресурсы Южно-Китайского моря в последние десятилетия горячо оспариваются между прибрежными государствами Юго-Восточной Азии. Претензии к границам морских территорий, исключительным экономическим зонам (ИЭЗ), а также различным островам, осложняются ростом националистических настроений в регионе.

Недавние открытия значительных природных ресурсов, в том числе, рыбных запасов, полезных ископаемых, природного газа и нефти, только укрепили территориальные притязания и усилили жёсткие позиции. Китай, Вьетнам, Тайвань и Филиппины, все претендуют на территории Южно-Китайского моря. В дополнение к их противоречиям, ИЭЗ других стран в регионе тоже претендуют на право территориальной собственности.

Предостаточно и других проблемных моментов. Вьетнам и Китай до сих пор решают двусторонние споры по принадлежности Парасельских островов, хотя Китай сохраняет эффективный контроль над островами с 1974 года. А острова Спратли охвачены многосторонними претензиями между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем и Малайзией, все настаивают на своих перекрывающихся требованиях по разделу островов.

Некоторый прогресс был достигнут, когда, наконец, были созданы механизмы по управлению возникающими конфликтами, например «Декларации поведения» 2002 года. Другие меры по укреплению доверия тоже работают довольно успешно, хотя они не в состоянии решить основные причины споров.

Экологические перипетии потенциально могут тормозить достигнутый прогресс. В своём докладе CNAS Роджерс пытается оценить, как глобальное потепление, и особенно его воздействие на развитие ресурсов, повлияет на внешнюю политику государств Южно-Китайского моря. В частности, это относится к рыбным запасам, растущему спросу на альтернативные виды энергии, а также недавние засухи в регионе.

Перемены в море

Страны Южно-Китайского моря, в частности, пытались отстаивать свои территориальные претензии через коммерческое рыболовство, или, в случае с Китаем, бросая вызов коммерческой деятельности других государств.

Это уже привело к ряду столкновений между странами и развитию напряженности, учитывая рост военно-морского потенциала в регионе. Например, в 2010 году дипломатические отношения между Китаем и Японией были временно приостановлены после того, как китайское рыболовецкое судно протаранило японский патрульный катер.

Последствия глобального потепления могут ещё больше осложнить ситуацию. Так как температура морской воды в Южно-Китайском море продолжает расти, большое количество рыбы мигрировало на север, в ещё более спорные воды. Рыбаки вынуждены следовать за ней, увеличивая вероятность будущих столкновений, в результате возможен более серьезный конфликт.

Кроме того, уровень рыболовства, необходимого для поддержания текущего потребления на душу населения, необходимо будет увеличить на 25 процентов к 2030 году. Это приведёт к более высокому уровню рыболовства в более мелких районах Южно-Китайского моря. Тот факт, что современное рыболовство стало более рассеянным и менее обильным, уже почти привёл к вспышкам конфликтов, и не сулит ничего хорошего в будущем.

Засуха и загрязнение воды также стали растущей проблемой в Юго-Восточной Азии. Во Вьетнаме согласованные усилия по развитию экономики привели к увеличению загрязнения окружающей среды и уменьшению запасов пресной воды.

Эти проблемы усугубляются повышением уровня моря и соответствующим уменьшением площади земель для сельского хозяйства. Вьетнам, ориентированный частично на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, много теряет от такого развития событий.

В то же время, мощность гидроэлектростанций Китая сократится на 30-40 процентов к концу 2011 года в связи с усилением засух. Поэтому Китай в настоящее время стремится удвоить число своих гидроэлектростанций на реке Меконг и построить четыре новые плотины в 2020 году.

Китай стоит на своём, несмотря на протесты стран, расположенных ниже по течению, сельское хозяйство которых сильно зависит от уровня воды в реке Меконг, особенно во Вьетнаме и Таиланде. Вьетнам уже борется за сохранение достаточного уровня чистой воды, и будущее сокращение может быть разрушительным. Пренебрежение Китаем нуждами других стран, в регионе реки Меконг, не сулит ничего хорошего развитию отношений и в Южно-Китайском море.

Альтернативные виды энергии

Интенсивное развитие гидроэлектростанций в Китае свидетельствует о беспокойстве по поводу изменения климата, что приводит к увеличению инвестиций в альтернативные виды энергии в регионе. Хотя это «зеленее» для окружающей среды, однако создает различные геополитические недовольства.

Не последнюю роль занимает угроза распространения ядерного оружия в регионе, где страны стремятся ограничить свою зависимость от нефти. Вьетнам планирует использовать около 1000 мегаватт (МВт) ядерной энергетики к 2020 году, 4000 МВт к 2025 году, до 10000 МВт к 2030 году. Индонезия и Таиланд устанавливают аналогичные цели к 2020 году.

Это вызывает опасения по поводу возможного военного применения ядерной программы, особенно с учётом напряжённости и интенсивной конкуренции в регионе. Хотя МАГАТЭ и режим нераспространения ядерного оружия могут помочь снизить напряжённость, ядерные реакторы осложнят и без того тревожную ситуацию.

Страны региона имеют значительные основания снижать свою зависимость от нефти. Добыча нефти в Южно-Китайском море является дорогостоящим и политически рискованным (если не невозможным) занятием, а нефть, импортируемая из более нестабильного Ближнего Востока, должна пройти через узкий и уязвимый Малаккский пролив.

Тем не менее, все страны в регионе будут продолжать активно заниматься поисками запасов нефти в море как для экспорта, так и для внутреннего потребления, даже если спрос снизится. Вьетнам, например, видит в экспорте нефти способ компенсировать проблемы в сельскохозяйственном секторе. Кроме того, экономика в регионе продолжает расти, и спрос на энергию будет увеличиваться.

Новые инвестиции в альтернативные источники энергии также приведут к увеличению спроса на полезные ископаемые, связанные с такой технологией, которые можно найти в изобилии в Южно-Китайском море. Государства, развивающие эти технологии, будут вынуждены конкурировать за ресурсы. Следовательно, претензии будут зависеть не только от нефти и природного газа, но и от растущего спроса на альтернативные источники энергии.

Тем не менее, не всё ещё потеряно для стран Южно-Китайского моря. Если государства региона подойдут к решению проблем совместно, напряжённость всё ещё может быть снята, например, путём создания совместных предприятий по разработке ресурсов.

С приходом глобального потепления в мире начинаются реальные пересечения изменения климата и геополитики.

Преобразования в окружающей среде продолжают корректировать распределение природных ресурсов, и государства вынуждены искать новые источники. Конкуренция за ограниченные ресурсы будет расти, как никогда раньше.

*****

Дерек Болтон является одним из сотрудников Foreign Policy In Focus. Предоставлено Foreign Policy In Focus.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА