Фотосъёмка в путешествиях. Как фотографировать людей


Одно дело – снимать городские парки, средневековые крепости и шторм на море, здесь нет проблем, другое дело – фотографировать жителей страны. Но если мы хотим передать весь колорит той местности, куда держим путь, то без съемки людей нам не обойтись. И здесь начинается самое любопытное, но и самое трудное.

Люди по-разному относятся к тому, что их снимают. Одним такое внимание явно нравится, другие безразличны. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times) Люди по-разному относятся к тому, что их снимают. Одним такое внимание явно нравится, другие безразличны. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Разрешения и запреты

Казалось бы, фотографировать человека без разрешения есть вторжение в его частную жизнь, которая заведомо неприкосновенна. Но нет! Все, что происходит в общественном месте – на улице, в музее, в кинотеатре, на концерте, не является вмешательством в частную жизнь. Так трактует закон. Поэтому людей на улицах города снимать можно. Нужно лишь соблюдать этические нормы. Нельзя быть навязчивым, если человек показывает своим видом или жестом, что не хочет попасть в объектив. В таком случае мы должны проявить уважение к человеку.

Съемка со спины часто оказывается не менее выразительной, иногда даже забавной. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Съемка со спины часто оказывается не менее выразительной, иногда даже забавной. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Конечно, нужно быть тактичным – не приближать объектив аппарата вплотную к лицу, не снимать человека, находящегося в неудачной позе, когда он споткнулся или неловко наклонился. Ситуации бывают всякие.

Вообще-то, люди по-разному относятся к тому, что их снимают. Одним такое внимание явно нравится, другие безразличны. Третьи относятся с пониманием – надо, так надо. Встречаются и такие, которые не желают, чтобы их снимали.

Понятно, что лучше было бы спросить человека: не возражает ли он, если его сфотографируют. Но не набегаешься к каждому за разрешением. К тому же, самые лучшие кадры получаются тогда, когда человек не ожидает съёмки. В этом случае он не позирует, лицо его расслаблено и выражает свои чувства естественно и непринужденно.

Не обязательно видеть лицо, чтобы понять, какие мысли обременяют человека. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Не обязательно видеть лицо, чтобы понять, какие мысли обременяют человека. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Корни наших страхов

Многие боятся снимать людей. Причина проста: они опасаются услышать недовольные слова в свой адрес. Но мы уже выяснили – у нас есть право фотографировать людей, мы не нарушаем ни закон, ни этику. Но если сам человек не хочет, чтобы его снимали, то мы не фотографируем его.

Раньше, до появления папарацци, любой человек считал за честь, что попадает в кадр, а сейчас уже не так. Это потому, что иногда фотографию используют в неблаговидных целях. Если мы хотим, чтобы человек нам доверял при съёмке, можно выказать ему своё доброе намерение.

Съёмки людей со спины

Чтобы преодолеть свою нерешительность при съёмке людей, можно начать снимать человека со спины. Тогда не так страшно. К тому же, съёмка со спины часто оказывается не менее выразительной. Например, престарелый человек переходит дорогу. Перед ним открыты двери храма. Согбенная фигура старика, опирающегося на трость, говорит о том, что человек надеется в храме обрести опору, которой ему не хватает в жизни. Зрителю не так важно видеть его лицо.

Когда в кадре вдруг появляется сногсшибательный персонаж, то щелкаешь затвором, забывая о всякой стеснительности. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Когда в кадре вдруг появляется сногсшибательный персонаж, то щелкаешь затвором, забывая о всякой стеснительности. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Другой пример: площадь перед Софиевским собором в Киеве. Здесь проходит акция, на которой каждый прохожий может высказать свое мнение. На огромном стенде написаны слова: «Ваша думка» (ваше мнение – укр.) Двое молодых людей остановились, чтобы понять, что происходит вокруг. Их позы выражают растерянность и любопытство не менее ясно, чем их лица.

Съёмки людей в лицо: охота пуще неволи

Как ни красноречивы бывают фотографии со спины, а без съёмок человека в лицо нам не обойтись. Но как преодолеть психологический барьер?

Охота пуще неволи. Когда в кадре вдруг появляется сногсшибательный персонаж, то щелкаешь затвором, забывая о всякой стеснительности.

Это порог. Если его перешагнул, дальше идти легче. Но все-таки бывает, что возвращаешься на круги своя. И снова вырастает гора, которую не можешь преодолеть. Однажды я упустила случай, о котором до сих пор сожалею, хотя прошло много лет.

Мы прибыли в Копенгаген и стали селиться в отель. Пока заполняли документы, получали ключи от номера, я увидела в холле служащего гостиницы – рыжеволосого молодого человека. Моё внимание привлекла его огненная борода, заплетенная в толстую тугую косу – точь-в-точь, как у гнома Балина во «Властелине колец», любимой сказке. Трудно было отвести глаза от этой бороды. То и дело я бросала взгляды на неё. У меня на языке крутилось: «Можно вас сфотографировать?», но я так и не решилась произнести. Причем этот служащий видел мое внимание и слегка улыбался, довольный произведенным впечатлением. Мне бы только подойти к нему, и…он бы сам все понял и кивнул бы в знак согласия. Но не хватило духу.

Позже я извлекла урок из этого «несчастного случая», и старалась больше не допускать подобных промахов. И вот однажды мы были в музее Шерлока Холмса на Бейкер стрит, в Лондоне. Рядом с музеем есть небольшой магазин сувениров. Продавщицы магазина были одеты в широкие платья до пят и длинные белые передники, как у миссис Хадсон, и сам магазин был стилизован под торговую лавку эпохи Конан Дойля. Девушки сновали меж торговых прилавков, обслуживая покупателей. И поскольку дело было в магазине, я попросила разрешения сфотографировать мисс за прилавком. Она с готовностью согласилась, и тут же приняла достойную сюжета позу.

Я попросила разрешения сфотографировать мисс за прилавком. Она с готовность согласилась. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Я попросила разрешения сфотографировать мисс за прилавком. Она с готовность согласилась. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Иногда хочется сняться в отеле, где вы остановились, запечатлев красивые холлы, произведения искусства, находящиеся в них, например, гостиницы Хабаровска. Здесь однозначно надо спросить разрешение у администратора, так как это частная собственность, не смотря на то, что вы делаете коллективный снимок. Самое главное, объяснить, для чего будет использована ваша фотография.

Быть благодарным

Можно спокойно снимать человека, не нарушая его «жизненное пространство». Например, молодая дама погружена в свои мысли, а мы объективом «упремся» ей в лицо. Невежливо. Мы нарушаем её одиночество. Нужно постараться издалека заснять её меланхолию. Конечно, чтобы выхватить настроение человека в толпе, хорошо бы иметь длиннофокусный объектив. Но обычно в путешествия берут фотоаппаратуру попроще – нет времени на смену объективов. Портретной съемкой лучше заниматься дома, когда нет цейтнота.

Но как бы там ни было, нужно уметь быть благодарным человеку, который позволил получить нам хороший кадр для собственной коллекции. Свою благодарность можно выразить известным жестом – поднять большой палец или кивнуть головой и улыбнуться. Открытая улыбка приятна всем.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • 2013 год в Бурятии объявлен Годом туризма
  • Пхукет может лишиться пляжей
  • Финляндия прощается с зимой ярким северным сиянием
  • Гамак в японском кафе заменяет стулья
  • Посольство США начало выдавать россиянам туристические визы

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top