Размышления о крахе коммунистической партии Китая

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Полицейский из вооруженного формирования перед эмблемой коммунистической партии Китая на площади Тяньаньмэнь 28 июня 2011 года, Китай, Пекин. Фото: Feng Li/Getty Images
Полицейский из вооруженного формирования перед эмблемой коммунистической партии Китая на площади Тяньаньмэнь 28 июня 2011 года, Китай, Пекин. Фото: Feng Li/Getty Images
Постоянные дискуссии о приближающейся гибели коммунистической партии Китая (КПК) — как это может произойти, что это означает и к чему это приведет, долгое время отличались тем, что эти вопросы не в полной мере освещались учёными и политологами.

Гордон Дж. Чан — адвокат, он является автором книги «Приближающийся крах КПК», написанной в 2001 году. В течение десяти лет он постоянно говорил, что коммунистическая партия развалится, и этого развала не избежать.

Продолжающийся политический кризис в Китае показывает слабость однопартийной системы.

Корреспондент «Великой Эпохи» воспользовался возможностью, чтобы задать вопросы Чану о нынешнем положении в Китае, а также о том, что случится, если компартия падет. Чан, который посвятил свою профессиональную карьеру изучению Китая, ответил, что миру не стоит удивляться, если в Китае неожиданно произойдут быстрые перемены.

Ниже приводится интервью нашего корреспондента с г-ном Чаном.

— В какой степени КПК регламентирует преемственность власти?

Чан:
В начале прошлого месяца практически все говорили о том, что КПК сама учреждает правила, постановления и ограничения, однако мы знаем, что в случае с Ван Лицзюнем это уже неверно. Коммунистическая партия Китая не разрешила одну проблему, которая существует в авторитарных государствах с давних проблем, — это проблема преемственности.

— Почему преемственность власти является проблемой для авторитарных государств, в частности, для режима КПК?

Чан:
Потому что у них нет верховенства закона, у них нет Конституции, которая бы имела значение, а передача власти является всего лишь борьбой без правил.

— Какие признаки распада компартии за последнее время можно наблюдать?

Чан:
Все мы увидели раскол, поскольку появились все эти слухи о перевороте. И последние из них являются уже третьей волной слухов, которые мы слышали в этом году.

Мы слышали, что премьер-министр страны предупреждал не только Китай, но и весь мир, что в Китае может произойти вторая «Культурная революция». Явно, что существуют реальные проблемы в высшем руководстве компартии.

— Что может спровоцировать развал компартии?

Чан:
Вы этого никогда не узнаете. События происходят быстро и неожиданно. Если бы вы сообщили, что в начале декабря 2010 года торговец фруктами совершит самосожжение в Тунисе, что приведёт не только к переменам в Тунисе, но также в Египте и Ливии, и всё это приведёт в хаос весь арабский мир, то вас приняли бы за сумасшедшего. Тем не менее, это действительно произошло, когда Мохаммед Буазизи поджёг себя.

— Какие шаги нужно предпринять для изменения политической системы?

Чан:
Нет никаких конкретных шагов, которые точно могли бы привести к изменениям. Политологи составили список обстоятельств, которые бы привели к коренным изменениям в обществе, а люди продолжают опровергать их мнения. Это всего лишь особенность изменений в нашем обществе, и, начиная с 1989 года, все мы стали свидетелями того, как правительства почти в одночасье могли пасть. И всегда мы поражались тому, что произошло… Правительства, которые могли казаться неуязвимыми, могли пасть на следующий день.

— Почему эти изменения происходят? Является ли это неизбежностью?

Чан:
Большинство китайских граждан полагают, что однопартийная система больше не подходит для развития общества в Китае. Вы можете припомнить, что сейчас в китайской экономике существуют проблемы, а сама коммунистическая партия переживает кризис. Власть центрального правительства подрывается, военные силы уже больше не находятся под контролем КПК, и китайцы в разных уголках страны выходят на улицы, чтобы выразить свой настойчивый протест. В высшем руководстве коммунистической партии есть люди, которые являются наиболее опасными личностями из всех ныне живущих на Земле. И это должно нам о чем-то говорить.

— Существует ли проблема контроля над военными силами?

Чан:
Ху Цзиньтао всего две недели назад выступил с отрытым предупреждением к командующим и начальникам, напомнив им о том, что они подчиняются КПК. В стабильном государстве нет слухов о перевороте. Когда вы последний раз слышали о военном перевороте в Канаде?

— Партийные чиновники имеют огромные доходы, благодаря своему положению, с чего бы им отказываться от этого?

Чан:
Они не собираются добровольно отказываться от богатства, но когда они почувствуют, что близится конец, они покинут страну и прихватят деньги с собой. Это уже происходит прямо сейчас.

— Эта серия вопросов о крахе партии и о пост-партийном Китае, похоже, не является частью научного дискурса о Китае или политике США. Почему?

Чан:
Если бы вы задали свои вопросы в августе, только несколько человек начали бы серьёзно размышлять о развале КПК, но сейчас люди действительно стали обсуждать этот вопрос, так как явно видны признаки приближающего развала КПК. Почему это не является частью сегодняшней дискуссии? Потому что 10 сентября 2001 года люди не думали о том, что самолёты с террористами «Аль-Каиды» на борту врежутся в американские высотные здания, хотя «Аль-Каида» в течение пяти лет ущемляла интересы США по всему миру. Скажите мне, почему американцы так слепы.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА