Конная карусель – забытый светский ритуал


Рыцарские конные карусели — забава высшего класса, воинская конная игра, представление в подражание воинским турнирам (В. Даль). Это отражение определённых нравственных принципов и идеалов рыцарства: никогда не отступать от добродетели, не оставлять без защиты слабого, притесняемого сильным, покровительствовать беззащитным женщинам, находящимся в гонении и опасности. Увлечение рыцарскими идеалами сказалось и на проведении светских ритуалов.
Княгиня Наталья Голицына (Пиковая дама Пушкина). Фото: liveinternet.ruКнягиня Наталья Голицына (Пиковая дама Пушкина). Фото: liveinternet.ru
Рыцарская карусель — состязание в видах военного искусства, в нём могли принимать участие только дворяне, и не могли участвовать представители других сословий. Во Франции карусели были любимым занятием дворян в конце XVII века, в них участвовал и сам король Людовик XIV, поражая всех своим воинским искусством. Тогда же появились и механические карусели для подготовки молодых дворян к состязаниям.

Механические карусели представляли собой устройства с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Люди, сидевшие на лошадях, старались во время вращения поражать щиты и мячи, срывать копьями подвешенные кольца. Механическая карусель появилась в России при Петре I ещё до возникновения конной.

Первая конная карусель в России была организована при Екатерине II в Санкт-Петербурге в 1766 году. Первоначально её планировали провести в 1765 году, и всё уже было подготовлено, даже съехались дворяне из отдалённых губерний для участия в турнире, но из-за дождливой погоды — за всё лето не выдалось ни одного погожего дня — карусель перенесли на следующий год.

Участники карусели делились на четыре группы всадников, называемых кадрилями: славянскую, индийскую, римскую и турецкую, все были одеты в соответствующие костюмы. Первую группу возглавлял граф Салтыков, второй командовал Григорий Орлов, третьей — его брат Алексей, а четвертой — князь Петр Репнин, который разработал план всей карусели. Судил состязание генерал-фельдмаршал Миних. До начала турнира все кавалеры должны были доказать своё дворянское происхождение обер-шталмейстеру.

На Сенатской площади перед Зимним дворцом был построен огромный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей по проекту архитектора Ринальди, а на барьере, обрамлявшем арену, были нарисованы воинские доспехи, гирлянды цветов и львиные головы. С двух сторон к амфитеатру подходили по две кадрили. В конвое церемониймейстера были два трубача, восемь герольдов и восемь всадников под командованием унтер-офицера, при кавалерах были оруженосцы, возничие и музыканты, исполняющие национальные мелодии.

Получив разрешение императрицы, обер-церемониймейстер князь П.А.Голицын отдал приказ начать турнир. Сигналом стал выстрел трёх адмиралтейских пушек. Состязание открывали дамы на золочёных колесницах — участницы на ходу метали дротики в расставленные цели. Победительницей оказалась Наталья Петровна Чернышёва, в замужестве княгиня Голицына (она впоследствии стала прообразом пушкинской Пиковой дамы), одна из самых заметных фрейлин императрицы. Она прекрасно скакала на лошади, как с дамским, так и с мужским седлом, стреляла из ружья и лука и даже фехтовала, и с восторгом приняла участие в рыцарском турнире. Наталья Чернышёва не только метала дротики, но и стреляла из лука с колесницы. Ей достался первый приз — золотая медаль и бриллиантовая роза из рук императрицы.

Самым захватывающим было выступление мужчин. Кавалеры на всём скаку срубали головы куклам, изображающим мавров, пронзали копьями картонных негров и муляжи кабанов, но главное — рыцари решили превзойти друг друга в роскоши туалетов. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились неисчётные…на цену многих миллионов». Первое место среди мужчин занял И.А.Шаховской, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу.

В июле провели второй этап турнира. Победительницей среди дам снова стала Чернышёва, а среди мужчин пришлось провести дополнительные соревнования: на первое место претендовали оба брата Орловы. По окончании турнира все собирались в Летнем дворце, судьи там совещались, кому присудить первенство, а рыцари ожидали призов. Первое место среди рыцарей занял Григорий Орлов, получив приз и лавровую ветвь, а его брат Алексей — «приз зрительских симпатий» — дамы подарили своему любимцу по несколько цветков из своих букетов. После раздачи призов и ужина до пяти часов утра продолжался «бал в масках». В честь карусели для награждения победителей были выбиты золотые медали, на одной стороне которых изображена императрица, а на другой — ристалище, над которым парит орёл с венком.

При Павле I карусели проходили в Гатчине, где для этого был построен стационарный амфитеатр, развалины его можно и сейчас увидеть в гатчинском парке.
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский доживал свой век в Москве. В усадьбе Орлова в Нескучном саду в манеже устраивались карусели, в которых принимала участие дочь графа Анна Алексеевна. Она на всём скаку выдергивала копьями ввернутые в стены манежа кольца и срубала головы манекенов, и стала главной героиней рыцарской карусели, которая состоялась в Москве в 1811 году.
Московская карусель 1811 года устраивалась на взносы почетных гостей-благотворителей, среди которых были самые знатные люди государства. Напротив Александровского дворца и Нескучного сада построили амфитеатр на пять тысяч человек, вся Москва с нетерпением ожидала карусели, которая состоялась 20 и 25 июня 1811г. Четыре рыцарских кадрили — Военная, Галльская, Венгерская и Русская — выезжали на арену на лошадях редкой красоты и демонстрировали своё умение владеть копьём, шпагой и пистолетом.
Карусель 1811 года была благотворительная, собранные деньги были розданы находящимся в Москве раненым солдатам, бедным офицерам, вдовам, и на них же выкупали несчастных должников, арестованных кредиторами. С тех пор карусели пошли на убыль, стали проводиться уже без воинских упражнений, и свелись к исполнению дамами и кавалерами различных танцев на лошадях.
Николай I считал карусели отличной тренировкой для гвардейцев, и при нем их стали проводить особенно часто. Последняя карусель состоялась 23 мая 1842 года по поводу 25-летия бракосочетания императора Николая I. Вечером с площади «Арсенала» выступил рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров. Кавалеры были в доспехах, взятых из «Арсенала», а дамы в платьях XVI века. Император Николай и цесаревич Александр были в латах времен Максимилиана, а младшие великие князья — в костюмах пажей той эпохи. Кортеж прибыл на площадку перед Александровским дворцом, здесь была исполнена карусель, состоявшая из кадрили и других сложных эволюций в конном строю. Этот рыцарский праздник, по желанию государя, в 1843г. запечатлел художник Орас Вернье в картине «Царскосельская карусель», которая теперь находится в Гатчине.
Традиции проведения каруселей в России неожиданно начали возрождать в XXI веке, только теперь карусель называется и выглядит по-другому: развод пеших и конных караулов Президентского полка — очень красочная и зрелищная церемония. Развод включает в себя плац-парад и вынос регалий, в течение 20 минут рота Почётного караула демонстрирует строевые приёмы с оружием, а кавалеристы — конную карусель. Первый развод состоялся 16 апреля 2005г., он проходит только в тёплое время года, каждую субботу, на Соборной площади Московского Кремля, а в последнюю субботу месяца — на Красной площади, под аккомпанемент оркестра Президентского полка, исполняющего различные сигналы и марши.
На церемонии используется боевое оружие: карабины и шашки образца 1927 года, а форма стилизована под амуницию лейб-гвардии Драгунского полка, которая разрабатывалась двором Николая II к празднованию 100-летия победы в войне 1812 года. Развод караулов в Кремле ничем не уступает лучшим образцам подобных церемоний в мире.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top