Откуда пошла русская земля. Звучащая выставка

Автор: 01.06.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:10

Современная Россия отмечает 12 июня, как День России. Указом предыдущего президента решено отметить в нынешнем году её 1150-летие. На каком основании? Приняв за истину сведения из «Повести временных лет» начала XII в. и других летописей. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» (не до странности ли знакомо?), — заключили в 862-ом (6370-ом) году, собравшись вместе, славянские и финно-угорские племена, и призвали на помощь варягов по прозванию русь. Пришли трое братьев — князей. Рюрик сел (на трон) в Новгороде, Синеус в Белозёрье и Трувор — в Изборске.

На сентябрь намечены празднества в Великом Новгороде, в псковской земле будут праздновать в отреставрированном Изборске (приграничная с Эстонией крепость и монастырь) и так далее. Уже сейчас во многих городах проводятся исторические конференции, конкурсы школьников, выставки. В Иркутске всё лето будет работать выставка «Русские летописи и российские историки о зарождении российской государственности». Не первый год в Костромской области проходит «Романовский фестиваль» — музыка дома Романовых.

Российская Национальная библиотека (РНБ или старинно-ласковое — Публичка) в Петербурге развернула эту важную тему на музыкальный лад и составила выставку из уникальных экспонатов — рукописей музыкальных произведений, посвящённых династиям Рюриковичей и Романовых.

Об этом рассказывали и пели (без кавычек) историки и музыканты на встрече «Песни о царях. Музыкальные портреты Рюриковичей и Романовых» в РИА Новости Петербурга.

Распевы нежных женских голосов лились, казалось, из неведомого поднебесья. Подумалось, что про такое и говорят — «русская душа поёт». На огромном экране — древние рукописные фолианты в коже. На самых древних, хранящих следы тысяч прикосновений, странного вида строчки — крюковая или знáменная запись церковных песнопений.

Более 430 тысяч единиц хранения содержит отдел рукописей РНБ, из них 30 тысяч — в музыкальном отделе. Это поистине национальное богатство не лежит мёртвым грузом. Зав. отделом Алексей Алексеев отмечает, что за год ими пользуются и изучают более 14 тысяч специалистов.

Автор и куратор выставки, научный сотрудник отдела Наталья Рамазанова рассказала, что на выставке представлены записи различных жанров музыкальных произведений: от древних до 70-х годов XIX века. Она отметила, что в древнейших распевах, посвящённых правителям, не существовало текстов, воспевающих их дела и заслуги, а лишь благопожелания. В эпоху Ивана Грозного, то есть в середине XVI века, появился жанр «Многолетие» — одноголосное или многоголосное пожелание долголетия князю и царю. Только после XVII века, с новым жанром кантов, стали произносить восхваления с упоминанием имен правящих особ.

Не все помнят, что первый гимн России «Боже, царя храни…» был создан по указу Николая I композитором А. Львовым на слова В. Жуковского. В том же веке появились оперы, в которых цари стали действующими лицами. Это «Псковитянка» Римского-Корсакова с Иваном Грозным и «Борис Годунов» Мусоргского. Несмотря на то, что авторам пришлось иметь дело с цензурой, оперы были успешно поставлены.

Татьяна Швец, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Консерватории, руководитель ансамбля «Знáмение», не только историк музыки, но и исполнитель древней музыки, считает, что «в традиционной музыке звучит культурный код, духовный опыт народа».

До Петра I звукозаписи были крюковыми или знáменными, они не поддаются расшифровке. Передача исполнения шла от человека к человеку. Напомним, что и в Европе современные ноты были изобретены только в начале XI века итальянским монахом Гвидо Ареццо.

Русское церковное и величальное пение совершалось без сопровождения музыкальных инструментов и только мужскими голосами. Сегодняшний ансамбль «Знáмение» составляют только женские голоса, но студентки успешно осваивают древние распевы, которые были каноничными, мало менялись. Осваивая древнерусское пение, будущие певцы и музыканты соприкасаются с глубинным сознанием своих древних предков.

Напомним, кстати, что музыка всегда, и в наше время тоже, может выполнять определённый социальный заказ. Недавнее исследование, проведённое в канзасском университете, показало, что патриотические песни меняют сознание. Учёные на основании широких исследований доказали, что детские песенки способствуют развитию, а патриотические оказывает отрицательное влияние на мозг слушателей, заставляют человека быть бескомпромиссным и относиться ко всему с предубеждением.

Этот факт, давно известный в шоу-бизнесе, теперь получил научное подтверждение: любая песня оказывает сильное влияние на человека и может быть использована для манипулирования им.

1150 лет назад строевых патриотических песен, видимо, не было.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА