Воспоминания о землетрясении в провинции Юньнань в 1970 году

The Epoch Times09.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Табличка с записями «Истории страданий после землетрясения в Тунхай». Фото с сайта theepochtimes.com
Табличка с записями «Истории страданий после землетрясения в Тунхай». Фото с сайта theepochtimes.com
Информация о катастрофическом землетрясении 1970 года в Юньнани, Китай, скрывалась от общественности в течение почти двух десятилетий. Очевидец, выживший в той катастрофе, делится своими воспоминаниями и личными расследованиями.

Магнитуда землетрясения Тунхай в юго-западной провинции Юньнань 5 января 1970 года составила 7,8. Тогда погибло более 15 000 человек.

Ян Яну было в то время семь лет. В августе 1995 года он начал независимое расследование, путешествуя по зоне бедствия, пытаясь собрать фотографии и исторические материалы, он брал интервью у многочисленных пострадавших.

В своей статье «Мои переживания во время землетрясения Тунхай в 1970 году», опубликованной в Southern Weekly 17 марта, Ян Ян рассказал, что сейсмологи наблюдали странные явления до землетрясения. Во время землетрясения местные жители думали, что началась ядерная война. Власти приказали всем молчать о разрушениях, и, как следствие, не поступало никакой помощи ни от властей, как обычно в случае стихийных бедствий, ни от международного сообщества.

Ниже приводятся выдержки из статьи Ян Яна, рассказ ведётся от первого лица:

«Китайские власти считают число жертв любого стихийного бедствия государственной тайной. Запрет [на данные о землетрясении Тунхай] был снят в 2005 году, после чего я в провинциальных архивах ознакомился со статистикой землетрясения в провинции Юньнань от 15 июня 1970 года и обнаружил следующие цифры:

число погибших, как было заявлено, 15 621 человек. В 836 семьях погибли все, 5648 человек получили серьёзные ранения, 166 117 домов рухнули, одиноких стариков и детей осталось 261 человек.

Этот документ и статистика были под грифом «совершенно секретно» более трёх десятилетий.

Я также обнаружил, что, хотя площадь этого землетрясения была большой, разрушения были лишь в пределах 8881 кв. км, а наиболее серьёзно пострадала область в 2400 кв. км.

Эпицентр землетрясения находился на границе уездов Тунхай, Цзяньшуй и Эршань и составил 824 кв. км. вдоль берегов реки Цюйцзян. Число погибших в этих трёх округах достигло 14 917 человек, более 95 % от общего числа погибших».

Личные переживания

Мне было семь лет в то время. Во время землетрясения я почувствовал, как будто весь мир задрожал. Был грохот, а затем полная тишина. Но молчание длилось недолго. Затем раздался плач людей, лай собак и другой разнообразный шум. Всё было в хаосе.

Я до сих пор не понимаю, как мой отец спас маму, сестёр и братьев из рухнувшего дома. Помню только, что мы не могли найти выход. Все знакомые вещи пропали. Родители тащили нас в темноте по крышам рухнувших домов, пытаясь выбраться за пределы деревни. Мы переступали через множество мёртвых тел среди обломков.

Все собрались в поле на ночь. Утром я обнаружил, что у всех лица, рты, уши и носы, были в чёрной грязи. Даже зубы были чёрными.

Мои родители постоянно говорили мне не выходить за пределы поля, но я всё же ослушался и увидел везде на дорогах трупы. Больше всего испугало то, что трупы продолжали приносить и складывать. Там было около 80 или 90 тел.

Через несколько дней жители получили от властей приказ не говорить и не спрашивать о количестве погибших.

Эпицентр

Землетрясение произошло в 1:00 ночи 5 января 1970 года, с эпицентром в деревне Уцзе города Гаода уезда Тунхай.

Более 2300 из 8000 жителей Гаода погибли.

В деревне Пуцун, где проживало 70 семей, погибло 613 человек, в десяти семьях погибли все.

Из 597 человек, живущих в деревне Уцзе, погибло 194, в том числе ребёнок, проживший лишь 2 часа после рождения.

В деревне Цаоцзы проживало 25 человек, из которых 20 скончались. Выжили два пожилых человека, женщина и двое детей.

Почти половина из 150 жителей деревни Лаомао погибли.

В деревне Дайбань женщина родила мальчика за три-четыре дня до землетрясения. Они оба считались погибшими. Люди вытащили их из-под завала и положили вместе. Похоронив другие тела, они вернулись за матерью и ребёнком, и обнаружили, что ребёнок жив и сосёт молоко из груди мёртвой матери.

Цветущие зимой деревья

Землетрясение в уезде Тунхай произошло из-за разлома Цуцзян в провинции Юньнань. В этой области всегда была относительно высокая непрерывная сейсмическая активность.

Ли Сыгуану, основателю исследований геомеханики в Китае, было известно о сейсмической опасности на юго-западе Китая. Ли создал Юго-восточную сейсмическую геологическую службу (SSGST) и подчеркнул важность изучения разломной зоны в регионе Юньнань, ввиду частой сейсмической активности.

В декабре 1968 года Ли предложил изучить геологическое строение в юго-западном регионе для улучшения мониторинга и прогнозирования землетрясений в этом районе. В конце ноября 1969 года Ли направлял команды из SSGST на обследование района. Одна из таких команда отправилась в Тунхай в начале декабря 1969 года. Одна из деревень, которую они посетили, была всего в 10 минутах ходьбы от деревни Уцзе.

Геологическая группа в Тунхай работала более месяца. За это время члены команды стали свидетелями необычных явлений. Они видели, как бамбуковые деревья вокруг их дома вдруг зацвели. Персики и груши в селе также расцвели в середине зимы. Это цветение сильно обеспокоило исследователей. Они пришли к выводу, что деревья зацвели в зимнее время в результате высоких температур под землёй, которые обманули растения.

В ночь [на 5 января] членам геологической команды стало слишком душно в своих комнатах, поэтому они вышли на улицу и пошли прогуляться. Они заметили множество крыс, снующих группами. В 1:00 ночи произошло землетрясение.

Слухи о войне

Из-за землетрясения у нас была странная погода. Перед землетрясением было так жарко, что мы не могли заснуть, а после стало невыносимо холодно.

Вокруг деревни было сложено много дров. Родители развели костёр, чтобы согреться. Но вскоре пришли военные и приказали потушить огонь. Они сказали, что им сообщило начальство, что началась война, и скоро появятся вражеские самолёты. Если враг увидит огонь, то может сбросить бомбы на деревню.

На самом деле, было много новостей и разговоров о войне в том году. У подножия гор рылись бомбоубежища. Возможность войны отложилась в нашем сознании. Таким образом, после землетрясения многие люди считали, что произошла ядерная война между Китаем и Советским Союзом. Люди думали, что только ядерная война может иметь такую разрушительную силу и вызвать так много жертв.

Ли Цзудэ, председатель революционного комитета в Гаода, сказал: «После того, как произошло сильное землетрясение, все 10 человек в моей семье были погребены под сложившимися стенами. Мне пришла в голову мысль, что, возможно, другие страны начали войну против нас, и я, как председатель революционного комитета, должен немедленно собрать ополчение».

Пи Шаохань, житель деревни Уцзе, сказал: «Так как нам сказали, что началась война, мы не жгли костры ночью, опасаясь бомбёжки вражеских самолётов. Было совсем темно… Мы спасли 121 человека в полной темноте. Многие люди погибли, потому что помощь пришла слишком поздно».

Изоляция

После землетрясения китайское коммунистическое центральное правительство выдвинуло директивы: «Опираться на собственные силы, трудолюбие, развивать производство и восстанавливать дома».

Общины в зоне бедствия попали в положение «Трёх нет»: «Нет продовольственной помощи, нет денежной помощи, нет гуманитарным грузам».

Самый громкий лозунг в то время был такой: «Одна тысяча сторонников, или даже десять тысяч сторонников, — это ничто, а лучшая поддержка — это идеи Мао Цзэдуна».

Транспортные средства привозили огромное количество книг, таких как «Избранные труды Мао Цзэдуна», «Цитаты председателя Мао», стихи Мао, навезли также значков с изображением председателя Мао. Кроме того, со всей страны пришло более 143 000 писем с соболезнованиями на 160 000 человек в уезде Тунхай.

Зона землетрясения была изолирована, а международная и внутренняя помощь полностью заблокированы.

Помню, после землетрясения мы часто выкрикивали лозунги типа: «Мы не боимся землетрясений! Мы тысяча бесстрашных! Мы десять тысяч бесстрашных! То, что мы потеряли в землетрясении, мы возьмём у земли вдвойне!»

Однако после лозунгов люди увидели реальность. Из-за потери близких и трудностей восстановления разрушенных домов люди были напуганы и плакали от горя.

У Гуангуй из деревни Уцзе сказал мне, что после землетрясения он беспокоился о людях, не имеющих пищи, поэтому он и другие жители деревни заняли около 250 килограммов риса в общественном амбаре. Они готовили рисовую кашу и кормили оставшихся в живых. Это продолжалось до февраля, почти до китайского Нового года. Следующей осенью они собрали небольшое количество зерна с каждой семьи, чтобы вернуть заимствованный рис.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА