Кому и зачем нужен «Вождь Народов»

The Epoch Times08.07.2005 Обновлено: 06.09.2021 13:37

В Санкт-Петербурге в информационном агентстве «Росбалт» недавно состоялась пресс-конференция научного руководителя петербургского Агентства социальной информации Романа Могилевского. Встречи известного социолога с журналистами, на которых он рассказывает о проводимых исследованиях общественного мнения, проходят регулярно. На этот раз он поделился с представителями прессы результатами обработки сегодняшних мнений  петербуржцев о И. Сталине.

Тема «вождя народов» подкинута для обсуждения общественностью под благовидным предлогом празднования 60-летия Победы. Момент для этого политтехнологами, обслуживающими власть, выбран не случайно. В обществе накапливается недовольство социальной политикой государства. Исчезла даже видимость так называемой стабильности. Общественное мнение все в большей степени обращает внимание на неудачи проводимой властями политики в различных областях государственной жизни. Однако следует отметить, что, скорее всего, в Администрации президента, в Государственной Думе, в различных элементах «властной вертикали» царит атмосфера полного удовлетворения от проделываемой ими работы. Иначе властные органы вели бы себя совсем по другому по отношению к собственному народу, начиная от семей, которым выделяются нищенские подачки на содержание детей, и молодежи, которой все труднее получать нормальное образование, и кончая массой обиженных и обобранных пенсионеров. Недовольство, иногда скрытое, а теперь все чаще явное накапливается также в бизнес-сообществе. В такой общественной обстановке где-то в коридорах власти и решено было применить испытанный способ отвлечения масс от насущных проблем: сброс в общество идеи, которая вызовет дискуссии, разделение людей на группы ее сторонников и противников. Опытные политтехнологи предположили, что все кинутся обсуждать деяния «вождя народов», что люди пойдут друг на друга стенкой на стенку, защищая или ругая И. Сталина. Тут уж будет ни до монетизации, ни до жилищного кодекса, ни до оценки работы Гос. Думы.

Таким образом, петербургские социологи, как измерители общественного мнения, с данным опросом оказались как бы в эпицентре разгорающейся общественной дискуссии. К слову сказать, отдельные представители властных органов, не дожидаясь конца словесных баталий перешли к делу. Святое дело быть святее Папы Римского. Так, 26 апреля красноярские депутаты решили все же после длительных обсуждений поставить в своем городе бюст Иосифа Виссарионовича. Правда, постыдились предоставить место для изваяния в центре столицы края, а застенчиво выделили для него площадку в мемориальной зоне.

Что же думают петербуржцы о И. Сталине, о попытке повторного увековечивания его памяти, о 60-летии Победы. Оказалось, что после Нового года день Победы является наиболее уважаемым праздником. Четверть горожан отдали ему свое предпочтение. Конечно, в этой оценке сказалось активное напоминание населению всеми без исключения СМИ о праздновании в стране этого славного юбилея и то, что сам опрос проводился накануне намеченных торжеств. И все же Новый год назвали главным праздником года почти половина опрошенных.

Для сравнения отметим также что, 7 ноября по-прежнему считают важным праздником всего лишь полпроцента петербуржцев, а 1 мая и того меньше. Из этой части респондентов 4 % отправятся на первомайскую демонстрацию. В целом же четверть горожан собирается выехать в первомайские выходные за город, одна треть пообщаться за праздничным столом, немногим менее 10 % будут работать, а остальные затруднились с ответом.

Согласно результатам проведенного опроса, примерно одна треть петербургских семей пострадала от сталинских репрессий. Подавляющее большинство горожан (90 %) считают недопустимым, чтобы в Санкт-Петербурге вновь появились памятники И. Сталину либо чтобы его именем были названы те или иные городские магистрали. Причем в ответах на этот вопрос не было, как это часто имеет место в социологических опросах, сомневающихся. Четко 10 % высказались «ЗА», остальные также вполне определенно «ПРОТИВ».

Более «толерантно» петербуржцы отнеслись к установке того или иного монумента «вождю народов» в других городах, например, в Белгороде. В среднем около 30 % опрошенных не возражают против этого, но все же вдвое больше высказываются категорически против. Примерно также предпочтения горожан распределились относительно установки памятника в Ялте, хотя, понятно, что для современной Украины мнение жителей даже такого уважаемого российского города как Санкт-Петербург имеет не очень большое значение.

В Санкт-Петербурге как, впрочем, в большинстве других городов существует Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП) Оказалось, что по-прежнему в этой почтенной организации на учете содержатся все здания, в которые заходили вместе или по отдельности по тем или иным поводам В. Ленин, И. Сталин, некоторые их коллеги и соратники. Так что незримо и неведомо для большинства населения страны не на архивных полках, а во вполне современных кабинетах чиновников от архитектуры и реставрации хранятся папки с фамилиями деятелей 1917 года и ряда их последователей, руководивших страной в последующие годы.

В результате становится вполне понятным и объяснимым тот факт, что до сих пор во многих государственных вузах и  других учебных учреждениях на стенах коридоров, лестничных пролетов, аудиторий красуются изречения и «ильича» и «усача», зачастую висят их портреты. Нередко в помещениях кафедр, в кабинетах отдельных руководителей учебного процесса ностальгически стоят разного размера скульптурные изображения «вождей пролетариата».

Символика, в частности, политическая имеет немаловажное значение для формирования общественного сознания. Это, вероятно, хорошо понимают нынешние руководящие деятели, никак не способные выдавить из себя советское прошлое. Даже в Санкт-Петербурге одна из крупных городских артерий, правда не в центре города, а ближе к окраине носит название «Ленинский проспект». Парадокс состоит в том, что в советское время магистраль носила название «Проспект Героев», а переименовали его уже новые «демократические» власти. Юго-Западный район города, где в послевоенное время проложен этот проспект, во время обороны Ленинграда был ареной кровопролитных боев и многочисленных подвигов защитников города. В память о тех временах многие улицы района носят имена танкистов, летчиков, пограничников, защищавших блокадный Ленинград. Название «Проспект Героев» как нельзя больше соответствовало исторической памяти о событиях, проходивших на этой территории.

Однако для чиновников, мысленно живущих в прошлом веке, этот довод ничего не значит. Любым путем, в любом районе, пусть даже ничем не связанным с деятелями 1917 и последующих годов увековечить коммунистические символы, — это для них, очевидно, является приоритетной задачей при формировании городского ландшафта. В результате горожане миллионы раз в день вынуждены вспоминать имя В. Ленина, отправляясь в поездку по городу, назначая деловые встречи и любовные свидания, занимаясь эпистолярным жанром. Иногда говорят, что проспект так назван в связи с тем, что он выходит к памятнику В. Ленину на Московском проспекте работы крупного советского скульптора М. Аникушина. Скульптор он безусловно выдающийся. Однако устраивать политические спекуляции, пользуясь его именем, вряд ли честно и достойно Санкт-Петербурга.

«Ленинский проспект» – не единственное место на карте города, связанное с упоминанием коммунистических деятелей. Также как в доперестроечные времена площадь у Финляндского вокзала и сегодня носит имя В. Ленина. Обосновывается сохранение этого названия тем, что в апреле 1917 года, проехав при содействии германских властей через всю воюющую Европу, на этот вокзал прибыл из эмиграции опальный российский политик.             

Тоже не очень-то серьезное, но все же хоть какое-то осмысленное объяснение для размещения на городской карте имени руководителя событий, приведших к свержению пусть слабой и неопытной, но все же демократической российской власти осени 1917 г. Кстати, почему-то памятных мест, посвященных А. Керенскому, в Санкт-Петербурге до сих пор нет.

Вопрос топонимики в Санкт-Петербурге тесно увязан с транспортными наименованиями, архитектурными и скульптурными достопримечательностями. Две станции метро ежедневно напоминают жителям и гостям Санкт-Петербурга о коммунистическом прошлом. Одна — с выходом на одноименную улицу носит название «Ленинский проспект», другая – встроенная в Финляндский вокзал, именуется «Площадь Ленина».

На сегодня из многочисленного сомнища бронзовых, каменных, гипсовых изваяний В. Ленина, маячивших прежде в городе на каждом углу, осталось вроде бы не так много, всего 13. Тем не менее, они установлены в местах массовых перемещений граждан или у знаковых городских мест. Чиновники Смольного ежедневно, по крайней мере два раза в день здороваются и прощаются с «Ильичем», приходя на работу и уходя после тяжких трудов домой. То же самое имеет место у Территориального районного административного управления на Большом проспекте Васильевского острова. Остальные скульптурные изображения бывшего вождя разбросаны по всему города в менее оживленных местах. Кроме того, существует несколько его изваяний внутри или около производственных территорий. Так, за решеткой одного из академических институтов на Политехнической улице незыблемо возвышается тяжеловесный гранитный бюст В. Ленина.

В свое время церковь вообще под предлогом соблюдения библейских истин запрещала устанавливать памятники. В Священном Писании ясно и  недвусмысленно сказано: «Не сотвори себе кумира». Возможно, что церковные запреты были обусловлены желанием искоренить в народе воспоминания о языческих временах, когда древние славяне и  другие их современники поклонялись различным идолам. В России этот запрет, как известно, преодолела Екатерина Великая, убедив церковь не сопротивляться установке первого в Санкт-Петербурге памятника – Медного всадника на громадном гранитном камне в  виде восходящей волны. С тех пор в городе количество памятников, посвященных различным персонам и важным событиям, постоянно множилось.

Немало их поставлено за последние 10 лет. Справедливости ради, надо сказать, что в большинстве своем они посвящены заслуженным сынам России и наиболее знаменательным событиям из городской или государственной жизни.

Как известно, Адольф Гитлер, ввергнувший Европу и весь мир в кровавую войну, достаточно  внимательно и заботливо относился к своему народу. Даже оценивая потери в Великой отечественной войне, можно вспомнить, что на одного убитого немца приходится трое погибших советских граждан. Немецкие военначальники в отличие от советского командования не кидали своих солдат на верную гибель.  Тем не менее, в современной Германии невозможны публичные высказывания с одобрением его действий, а уж о восстановлении его монументов и говорить не приходится. В стране независимо от того, какая партия находится у власти или имеет большинство в парламенте, тема пропаганды нацизма запрещена законодательно.

Кстати, это один из примеров того, как свобода слова и политической деятельности вполне естественно уживаются с запретом на нацистскую пропаганду. К тому же германские руководители принесли публичные извинения другим народам мира за допущенный фюрером геноцид  Для этого «просто» нужна была соответствующая политическая воля. Мировой кодекс человеческих отношений – Всеобщая Декларация прав человека, другие международные документы ясно и недвусмысленно запрещают всякие формы и виды человеконенавистнических теорий и тем более действий. В этом направлении человечество только начало осваивать азы нормальных отношений между странами и народами, азы международной жизни, не допускающие истребления людьми себе подобных. Со временем безусловно должен быть выработан настоящий международный Кодекс, определяющий основы внешней и внутренней политики государств.

Проявления человеконенавистнической идеологии, открытое участие ее носителей в выборах, завоевание ими властных полномочий должно быть делом не только суверенного государства, но и всего международного сообщества. Внутренняя агрессивная и экстремистская власть, если она возникает в той или иной стране (также как и угроза ее возникновения) должна получить недвусмысленное противодействие со стороны мирового сообщества, которое в этих целях должно иметь право на использование любых доступных средств. В эпоху ядерного оружия и других средств массового уничтожения жертвы, которые могут последовать вслед за усилением где-либо подобного режима, будут несоизмеримо больше тех, которые могут иметь место при его ликвидации в самом зародыше. Человечество  в эпоху глобализации должно научиться жить по правилам, включающим запреты на человеконенавистничество, экстремизм, ксенофобию, в  том числе и во внутренней политике государств.

В отличие от немецких политиков, российская власть, правящая страной уже пятнадцать лет после падения коммунистического строя и заявившая себя в качестве преемницы СССР, никак не может признать  вину Советского Союза не только перед народами Восточной Европы и Прибалтики, но и перед собственным народом. С трудом Россия принесла извинения Польше за расстрел польских офицеров в Хатынском лесу. Однако история помнит и события в Венгрии в 1956-1957 гг , и подавление пражской весны в 1968 году, и другие, может быть менее масштабные, но не менее позорные действия коммунистических московских правителей .

Современные российские последователи коммунистических теорий могли бы вспомнить о 30-миллионых жертвах российских народов за 70-летнее правление в стране коммунистической партии (это, не считая военных жертв) и покаяться перед страной и обществом, перед другими народами. К слову сказать, процедура очищения пошла бы на пользу самим сегодняшним левым движениям, возможно, усилила бы их влияние в обществе.

Правящая в стране власть со своей стороны могла бы дать четкую и недвусмысленную оценку многолетней политики своих коммунистических предшественников. Однако, по всей видимости у Никиты Хрущева в свое время и то было больше политической смелости, чем у современной российской власти, делающей вид, что она не имеет никакого отношения к сталинским репрессиям. Прямого отношения она может быть  не имеет, но, взяв на себя груз государственного управления, власти следовало бы хотя отмежеваться от груза сталинского наследия, взять на себя обязательство уйти от соблазнов авторитарного и тоталитарного способов правления. Трудно сказать, сколько последователей сталинизма заседают сегодня в европеизированных кабинетах, у скольких из них в сейфах и других укромных местечках хранятся членские билеты распущенной 15 лет назад КПСС. Не в их ли среде как в песке утопают даже скромные попытки первых лиц государства российского выступить подчас с осуждением сталинизма? Не они ли вставляют в президентские речи пассажи о том, что при И. Сталине все было не так уж плохо?  Конечно, надо признать, что подобные разделы не были бы включены в тексты докладов и  выступлений, если бы сам докладчик возможно где-то в глубине души не симпатизировал бы своему «великому» предшественнику.

Поэтому надо признать со всей очевидностью, что попытки навязать общественному мнению сегодня примирительное отношение к И. Сталину зиждятся не на пустом месте. Многочисленные тайные и явные сторонники сталинских методов управления числятся в штате государственных органов управления, немалое число преподавателей самых различных дисциплин, в том числе в военных училищах с ностальгией вспоминают на лекциях и семинарах о «прекрасных» советских временах, в иных семьях бабушки с усердием внушают внукам положительный образ Советского Союза, ряд деятелей искусств, почувствовав эти новые  нотки общественных настроений, с удовольствием и даже вдохновением откликаются на них и создают соответствующие произведения (достаточно вспомнить шлягер Олега Газманова «Советский Союз»).

Все эти настроения искусственно и совершенно корыстно подогреваются административно-бюрократическим классом, пригревшимся у кормила власти. Сформировался крупный слой федеральных и региональных чиновников, государственных менеджеров, которые под предлогом соблюдения государственных интересов заняты переделом собственности исключительно в своих личных либо (что встречается реже) чисто корпоративных интересах. Этот слой откровенно и может быть  даже искренно провозглашает: то, что выгодно им – выгодно и государству. Сегодня можно с уверенностью сказать: «Государство – это они». Сложилась обстановка, которую можно охарактеризовать как дележ не своего имущества. Властные полномочия стали элементарным товаром. Не управленцы служат народу, а народ вынужден прислуживать власть имущим. Этому-то классу, в принципе безразлично относящемуся к любым идеологиям, кроме идеологии недобросовестного накопительства, и выгодно подогревать страсти по И. Сталину, подкидывать обществу иные сомнительные идеи, а под шумок делать свои отнюдь не бескорыстные политические и коммерческие дела и делишки.

История собственной и других стран их ничему ни учит. Пройдет немного времени и новые (будем надеяться честные) власти станут разбираться и с «Юганскнефтегазом» и с другими не менее примечательными событиями текущих дней. Примерно  такой процесс уже начался на Украине. Его симптомы уже зримо ощущаются в Киргизии  Провозглашенный президентом России в ежегодном, 2005 года послании Федеральному собранию тезис о сокращении срока давности экономических преступлений под видимостью либерального отношения к экономике и бизнесу по существу очень выгоден новой «семье», новому президентскому окружению. Закрепив законодательно все перетурбации с собственностью, сократив срок давности по исследованию путей и способов ее приобретения, президентское окружение надеется обезопасить себя и своих «родных человечков» от угрозы последующего изъятия полученного за последние годы имущества. Конечно, об угрызениях совести за использование служебного положения в личных целях, за нецелевое расходование громадных сумм, за коррумпированные решения  говорить неуместно. Вряд ли кто-то добровольно откажется от нечестно приобретенной собственности. Однако, скорее всего нечестные или сомнительные сделки не останутся вне поля зрения будущих политиков и будущих правоохранительных органов. Уж такова судьба сомнительного капитала – рано или поздно быть разоблаченным.

На этом мутноватом фоне поднимают голову различные экстремистские и радикальные националистические организации. Создается впечатление, что власти не видят или не хотят видеть реальные общественные тенденции, что как в советские времена, а то и еще в большей степени власть отдаляется от общества, что она живет своей, сытой и холеной жизнью, а народ в массе своей пребывает в состоянии непрерывного выживания. Однако, думается, что терпение народа не беспредельно, что все-таки, несмотря на информационную блокаду и попытки установить официальную монополию на истину, россияне разберутся в сетях официальной пропаганды, отделят ложь от истины и сделают правильный выбор при наступлении очередного избирательного цикла. Дело чести отечественного бизнеса, не страшась преследования властей, не пугаясь примера «образцово-показательного» процесса над «Юкосом», внести свой вклад в становление обновленной демократической России.

Сохранение и развитие истинной демократии и честной, социально ответственной, либерально-рыночной экономики в стране – это и есть главные национальные приоритеты для России. Участие в этом процессе – вот главный критерий патриотизма. Не нужно выдумывать искусственные национальные идеи для страны. Свобода слова, открытость власти, борьба с ксенофобией и экстремизмом, соблюдение экономических и социальных прав граждан – вот не все, но может быть главные тезисы для будущего объединенного демократического движения, вот главные составляющие национальной демократической и одновременно патриотической программы для России на ближайшие годы.       

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА