За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989

The Epoch Times23.08.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:12
От посещения выставки «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989», открытие которой состоялось в Москве 22 августа, осталось хорошее впечатление.
За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989
За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989

Порадовал интерес, проявленный к тематике представленных картин. Возможно, на это повлияла поддержка официальных представителей посольства Польши, министерства культуры РФ и др.

Петр Новицкий – создатель Фонда польского современного искусства, представил свою коллекцию на выставке в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Цель выставки — показать разный подход и видение советских и польских художников, живших и творивших во время тоталитарных режимов второй половины прошлого столетия.

Здесь впервые представлены более 100 произведений таких художников, как Франсиско Инфанте, Эдуард Гороховский, Макс Бирштейн, Катажина Кобро и Владислав Стрежеминский, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Марианн Чапля и других.

Известный художник Борис Жутовский, чьи картины тоже представлены на выставке, считает, что Петр Новицкий собрал коллекцию, которую должен был бы собрать Современный музей искусства у нас в России. «Но вы там этого не найдёте, а то, что там есть, это какие-то крохи или фрагменты, лишенные времени или рассказа о времени. Коллекция Новицкого показывает нам то, что было у нас и что стало», – поясняет художник.

По мнению искусствоведа Андрея Владимировича Толстого,
автора фундаментального исследования «Художники русской эмиграции», заместителя
директора Государственного
музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
, запрет на
независимое творческое высказывание (каким является произведение художника),
существовавший во всех странах соц. лагеря, является общей чертой всех
тоталитарных режимов.

Но в Советском Союзе он был жёстче,
бескомпромисснее, чем в Польше, где существовали определённые официальные
допущения так называемого «неофициального искусства». И хорошо, что на этой
выставке их показывают вместе, в единой экспозиции.

«К сожалению, мы мало знаем о нонконформизме или неофициальном советском искусстве, которое представляло собой своеобразное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-1980-х годов 20-го века. Об официальном искусстве знаем немного больше и хорошо, что их показывают вместе. Хорошо, что есть такие подвижники, как Петр Новицкий, который нашел интересный материал и под оригинальным углом представил свой оригинальный взгляд», – заметил А.Толстой, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

На этой выставке было очень многолюдно, и в этой обстановке я была очень благодарна Итте Рюминой, члену ассоциации искусствоведов и арт-критику, за её рассказ о том непростом времени, в котором творили и работали нонконформисты.

Судьбу не выбирают

Искусствовед рассказала о том, что в те годы существовали
не только нонконформисты, создававшие протестные формы искусства, часть из
которых представлена на этой выставке, но и художники, которые «безманифестно»
и «безфанфарно» (как она пишет в книге о художнике Астафьеве) протестовали, не участвуя
в официальном искусстве с его диктатом соцреализма и подчинённостью
государственной идеологии, заставлявшей художников выражать «социальный
оптимизм», несмотря на трагические реалии их времени.

Это было время, когда подвергались остракизму
Ахматова, Зощенко, Шостакович. В 1949 году был арестован Николай Николаевич
Пунин, известнейший искусствовед, проводник западного новейшего искусства в художественную
российскую среду, муж Анны Ахматовой, а так же сын Анны Ахматовой Лев Гумилев.
Н.Н.Пунин умер в лагере в 1953 году, об этом я писала в журнале «ДИ» в 2004
году.

В 1948 году после гибели руководителя театра ГОСЕТ
Михоэлса, был закрыт уникальный Музей
нового западного искусства в Москве, о чём рассказывает книга Нины Яворской,
изданная Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в создании которой
большую роль сыграл Андрей Толстой, заместитель директора по науке.

А в 1949 году в залах Музея изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина, вместо его ценнейшей коллекции, была размещена постоянная
«Выставка подарков Сталину», а все музейные экспонаты были спрятаны в
запасники.
Итта
Рюмина рассказала: «С приходом
хрущевской «Оттепели», в конце 50-х годов, наиболее смелые и бескомпромиссные
художники стали создавать протестные формы искусства в противовес
социалистическому реализму, который требовал достоверности, реалистичности
изображаемого, но главным было выражение идеологии через восхваление существующего
строя, «советской системы».

В моей книге о художнике Л.Р. Астафьеве,
которая недавно вышла из печати, я отметила, что были художники, которые не
создавали протестных работ, таких, которые представлены на этой выставке. Они писали
свои картины «в стол», не претендуя на участие в выставках. По тем временам это
тоже был поступок. К таким художникам принадлежал Астафьев, потому что этим своеобразным
«тихим диссидентством» они проложили дорогу свободному творчеству.

Художник выражает свое мировидение не
вербально, не словами, а опосредованно, через свои произведения. Часто художник
неосознанно отражает происходящее в своих работах. Так и в творчестве Астафьева
появляются сумрачные пейзажи, казалось бы, противоречащие его молодости и
радостным ожиданиям. Но напряжение, нараставшее в стране, в том числе и в
художественной среде, рефлексивно отражалось в его картинах. Он складировал
дома свои работы, почти никому их не показывал.

Очевидно страх, заложенный в те годы, был настолько
глубок, что даже во время написания мною книги об Астафьеве его вдова возражала
против отражения этих примет времени».

Итта Рюмина считает, что современные художники
более раскованы в выражении своих позиций, в том числе и в форме протеста.
Очевидно, сама социальная ситуация провоцирует художников на разные протестные
формы, как это было в 1962 году на выставке в Манеже.

Разговор
перед портретом Руслановой

У картины «Лидия Русланова» художника Николая
Ерохина, написанной в 1978 году в стиле реалистического, «разрешённого»
искусства, Итта Рюмина предположила, что эта картина отражает приметы того
времени, поскольку замечательная певица, героически выступавшая с концертами на
фронтах войны, была арестована в послевоенные годы. Она пострадала вместе с мужем,
генералом Советской армии, добывшим в числе других нашу победу в этой страшной
войне. Но, как пишут некоторые источники, он стал жертвой политических интриг и
был репрессирован.

В заключении Л. Русланова вела себя очень
независимо, отказывалась петь для начальства и пела только для заключённых. Она
и её муж были освобождены после смерти Сталина. На картине Н.Ерохина певица
изображена на сцене в зале, переполненном восторженными слушателями, – народом,
которому она всегда служила своим искусством.

Представленная в Музее декоративного и
прикладного искусства выставка нужна нам, как напоминание или предостережение.
Здесь каждый найдет своё.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА