Манящие миры Севера. Огненные звуки барабанов

логотип Epoch times

Единственный в стране кочующий фестиваль культуры малочисленных народов Севера «Манящие миры. Этническая Россия» совершил в этом году самый длинный маршрут от Камчатки до Мурманска и прибыл в конце лета в Петербург.

 

 

В нём участвуют лучшие ансамбли Камчатки, Таймыра, Ямала, Эвенкии, Алтая. За восемь лет своей активной жизни кочующий фестиваль побывал в 100 городах и посёлках России.

Новое из глубин народной памяти

В продолжение одной научной конференции малых народов и родилась идея кочующего фестиваля.

Хрустальные люстры в зале старинного особняка в центре Петербурга услышали крики чаек, рёв медведей и громкозвучные, огненные удары бубнов и барабанов и приветливо зазвенели. Невероятно? Так случилось, когда они вместе со зрителями стали свидетелями открытия фольклорного фестиваля «Манящие миры». Звуки музыки и пения артистов действительно манили и завораживали. Чем? Скорее всего, тем, чего не видно и нельзя потрогать – ощущением реальной древности, подлинности. Словом, искусством, рождённым не из головы маститого режиссёра, а «от дедушки».

Именно к подлинности стремятся артисты национальных групп. Так рассказали на встрече с журналистами в РИА Новости организаторы турне. Они представляют традиционное искусство малых народов Севера, Сибири, которые, по причине своей малочисленности, в основном, не имеют своих государственных образований.

Президент Культурного фонда поддержки национальных искусств Елена Тюрина, организатор фестивалей, считает, что за последние 20 лет цельное «культурное пространство России» значительно нарушилось. По её мнению, «фестиваль – это попытка объединить культурное пространство страны и её народы». Е. Тюрина, подчёркивая значение фестиваля, говорит, что Россия перестала быть «фестивальной страной», и самобытных артистов, искренне и виртуозно представляющих свою древнюю культуру, с восторгом встречают за рубежом. Однако за эти годы она убедилась, что отечественному зрителю это искусство не менее интересно. Однако по-разному его встречают в больших городах и малых селениях. В городах это значимый факт знакомства с «другими», так как «малое знание обедняет». В малых селениях, где «внешние события крайне редки, это уже не концерты, а взаимное общение», - говорит Е. Тюрина.

Фестиваль – живой организм, его содержание наполнено концертами, мастер-классами, совместными, меняющимися программами. Режиссер фестиваля Олег Ролев рассказывает, что программа фестиваля творится и рождается при встречах коллективов: «У всех этих народов есть общее – огненные звуки барабанов и желание донести утраченное». «Свои великие древние культуры» представляют различные коллективы, «подпитываясь новыми встречами на местах». В Петербурге к фестивалю присоединились участники чукотского ансамбля «Энэр» (Звезда) - студенты Полярной академии. Её ректор Кэрмен Басангова говорит о студентах академии 57-ми национальностей: «Это полная палитра культур с общей доброй энергетикой».

От Камчатки до Петербурга

Фестиваль «Манящие миры» открылся в Международный день коренных народов мира на берегу далёкого Охотского моря на Камчатке, в посёлке ительменов Ковран. Большинство жителей полуострова - ительмены, живущие там около 15 тыс. лет, насчитывают сегодня всего 3,5 тыс. человек. Их язык не похож ни на какой другой, по их представлениям, все предметы и явления природы наделены духом, все живут собственной жизнью.

Праздник прошёл на площади, где воссоздана древняя стоянка ительменов. При свете костра старожилы рассказали о глубинном смысле народных обрядов и праздников. Главным событием было выступление известного ительменского фольклорного ансамбля "Эльвель".

Свои танцы и песни этот коллектив привёз и в Петербург. По сути своей, это искусство рождено самой жизнью и иллюстрирует традиции ительменов и их связь с природой. Подражая движениям рыб и птиц, кликам чаек и реву медведей и оленей, артисты погружают зрителей в мир древней жизни. Ритуальные танцы перемежаются с шуточным вызовом на бой – кто кого перепоёт, перепляшет.

Поражает европейское ухо уникальное звучание песен и сказаний, исполняемых заслуженным артистом России и Алтая, Болотом Байрышевым. Мастер горлового пения поёт о древних героях «Алтая – жилища богов». То хрипло дрожащий горловой бас, то нежный голос человека, влюбленного в свой горный край, где широки и просторны долины и чиста вода в глубоких озёрах, заставляет замереть зал. Артист виртуозно владеет уникальными народными инструментами, которые, как он рассказывает, были «утеряны» в 30-е годы, но возродились благодаря старожилам-мастерам.

Самым поразительным было звучание маленького щипкового инструмента, называемого по-разному в восточных краях: варган-темир-комус. Он похож на вытянутую подковку со стальной пластинкой-язычком внутри. Мастер, прижимая инструмент к зубам, колеблет пальцем пластинку, а её звук усиливает рот, как резонатор.

Впервые в фестивале участвовали абазины с Северного Кавказа, мастерски владеющие барабанами. Звучание барабанов, бубнов и духовых инструментов достигали такой слаженности, что зритель уже не мог усидеть спокойно, и его искренние аплодисменты звучали в одном ритме с музыкой, вступая в соревнование с артистами. Когда искусство настоящее, незнание языка не делает его чужим.

Фестиваль, проходящий при поддержке Министерства культуры РФ, уже включён в культурную программу зимней олимпиады «Сочи-2014».

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Выставка «Истина Доброта Терпение» прошла в Бурятии
  • Международная художественная выставка «Истина Доброта Терпение» расскажет о силе духа в Нижнем Новгороде
  • Российский тур «День друзей с Jacobs Monarch» собрал более 100 000 посетителей
  • Дни Довлатова. Связующая нить
  • 16 Международная ярмарка современного искусства пройдет в Москве
  • Комментарии:
    Рекомендуем