Ху уходит — кризис компартии продолжается

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38

Уходящий лидер коммунистической партии Китая (КПК) Ху Цзиньтао теряет возможность впервые за 10 лет своего правления принести реальную пользу для Китая и провести существенные изменения в партии. Это может привести к ещё большей нестабильности.

Лидер коммунистической партии Китая Ху Цзиньтао в Большом Народном Зале, 19 июля 2012 года, Пекин, Китай. Вероятно, Ху Цзиньтао на XVIII съезде партии в октябре этого года оставит все посты в партии. Фото: Andy Wong/Getty Images


Лидер коммунистической партии Китая Ху Цзиньтао в Большом Народном Зале, 19 июля 2012 года, Пекин, Китай. Вероятно, Ху Цзиньтао на XVIII съезде партии в октябре этого года оставит все посты в партии. Фото: Andy Wong/Getty Images

Попытка бегства 6 февраля бывшего начальника полиции Чунцина Ван Лицзюня в консульство США в Чэнду дала Ху возможность блокировать политических противников, которые ограничивали его власть на каждом шагу.

Ван, правая рука бывшего секретаря парткома Чунцина Бо Силая, как говорят, предоставил информацию об убийстве женой Бо Гу Кайлай британского бизнесмена Нила Хейвуда. Возможно, Ван также раскрыл гораздо более значимые вопросы: заговор Бо и главы сил внутренней безопасности Чжоу Юнкана с целью захвата власти, и участие Бо и Гу в зверствах — насильственном извлечении органов и продаже трупов.

Ху отреагировал на эти откровения, ловко изолировав Бо, лишив власти его и его приспешников. Судебный процесс по делу Гу, как отмечают наблюдатели, был лишь ширмой, чтобы скрыть другие, более тяжкие преступления, которые она совершила.

Гу вынесли смертный приговор с отсрочкой, который может быть заменён на пожизненное заключение, а оно, в свою очередь, может быть уменьшено за хорошее поведение. Имя Бо Силая на суде вообще не упоминалось. Если суд над Гу носил политический характер, то либо он пропустил очевидные вещи, либо он имел совершенно другие цели. Судебное разбирательство закончилось формальным порицанием Гу и Бо, которые сохранили свою жизнь, хотя она и висит на волоске.

Ещё один признак «мягкой посадки» Бо это то, что он не был лишён статуса депутата. Это означает, что он по-прежнему не подлежит уголовной ответственности.

Преступления фракции

Ху мог бы использовать откровения Вана, как оружие для дальнейшего блокирования политических оппонентов. Фракция Цзян Цзэминя доминировала в компартии на протяжении всего правления Ху Цзиньтао. Это фракция следует указаниям Цзяна, развязавшего преследования духовной практики Фалуньгун.

Последователи Фалуньгун выполняют пять мягких медитативных упражнений и стремятся жить по принципам Истина, Доброта, Терпение. После того, как Фалуньгун был впервые публично представлен в 1992 году, он очень быстро распространился по всему Китаю. К началу 1999 года около 100 миллионов китайцев занимались этой практикой.

Цзян испугался того, что людей, занимающихся Фалуньгун, стало больше, чем членов компартии Китая. Он боялся, что китайцы предпочтут традиционные моральные ценности, которые изложены в учении Фалуньгун, идеологии партии.

Извлечение органов у десятков тысяч последователей Фалуньгун является тяжелейшим из преступлений фракции. Но, в дополнение к этим массовым убийствам, фракция осуществляла промывание мозгов миллионов китайцев. Она лишила всех прав десятки миллионов людей. Последователей Фалуньгун бросали в тюрьмы, грабили, штрафовали, выгоняли с работы и из школ.

Чтобы это стало возможным, фракция Цзяна пресекала любые попытки установления верховенства закона в Китае и препятствовала реформам, в то время как коррупция внутри партии разрослась до невиданных масштабов.

И хотя Ху начал расследовать преступления Бо, это рассматривают как единичный случай.

Упущенная возможность

Неизвестно, был ли Бо вовлечён в подготовку убийства Хейвуда, и было ли у него столько же оснований, как у Гу, видеть британца мёртвым. Но, в конце концов, всем станет известно об участии Бо и Гу в извлечении органов и продаже трупов последователей Фалуньгун заводам в Даляне, которые занимаются пластинацией человеческих тел для выставок.

Ху, по-видимому, выбрал путь наименьшего сопротивления, не став расследовать исчерпывающе вопрос о виновности Бо в преступлениях против человечности, а также вину других членов фракции, в которой Бо был ведущей фигурой.

Ху, возможно, опасался, что раскрытие всех преступлений Бо нанесёт такой удар компартии, от которого она не сможет оправиться. Он, вероятно, также боялся, что политические союзники Бо стали бы ему мстить, или даже убрали бы его с политической сцены.

Выходит, что Ху оставил вопрос о преступлениях членов фракции Цзяна и Бо, как бомбу замедленного действия, которая взорвётся в будущем.

Союз Ху с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, который называет себя одиноким борцом за реформы, мог бы способствовать прекращению преследований, которые причинили вред Китаю в национальном масштабе. Это могло бы внести позитивные изменения, и Китай действительно стал бы великой державой.

Вместо этого Бо до сих пор не ушёл с политической сцены. Его карьера на грани выживания, но может внезапно пойти в гору. Рассмотрим историю Дэн Сяопина. Он поднялся на первое место в стране, хотя до этого его понижали три раза.

Уход Ху

Ху умывает руки, избегая ответственности за преступления фракции Цзяна. Есть слухи, что Ху оставит все свои посты.

Дэн Сяопин и Цзян Цзэминь оставляли за собой контроль над военными после передачи власти следующему лидеру партии. Эта практика гарантировала, что бывший лидер компартии сохранял реальную власть.

Ху, по-видимому, намеревался последовать по стопам Дэна и Цзяна. Он делал всё возможное, чтобы завоевать лояльность военачальников Китая, намереваясь оставаться председателем Военного совета ещё два года.

Но теперь, вместо того, чтобы быть председателем Военного совета, Ху Цзиньтао решил проталкивать своего протеже, вице-премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, на пост заместителя председателя Военного совета. Ли не имеет связей с предыдущими военачальниками и не имеет военного опыта.

Даже если Ли получит это место, у него не будет никакой реальной власти, и возможность его выживания в борьбе за власть в будущем находится под вопросом.

Последнее понижение в должности бывшего начальника штаба усиливает впечатление, что Ху может быстро потерять полномочия, которые у него есть.

Лин Цзихуа, судя по всему, хорошо служил Ху последние пять лет, имея репутацию самого надёжного и востребованного советника Ху Цзиньтао. Именно Лин провёл работу по смещению тех, кто служил Бо.

Лина, как бывшего начальника штаба, заменит Ли Чжаньшу, которого выбрал Си Цзиньпин. Понятно, что Си хочет иметь своего человека на этом значимом посту.

Наблюдатели ожидали, что Лин станет следующим секретарём парткома Пекина. В этой позиции он мог бы быть уверен, что его выдвинут в Политбюро, и он мог претендовать на место в будущем Постоянном комитете Политбюро, элитном органе, который управляет КПК.

Вместо этого 28 августа было объявлено, что Лин займёт менее влиятельную должность. Он будет возглавлять «Объединённый фронт», департамент, который стремится изолировать врагов КПК и создавать альянсы с другими организациями, в том числе за пределами Китая.

Китайские аналитики пытаются понять, почему так понизили Лин Цзихуа. Одни считают, что Ху Цзиньтао принял такое решение потому, что он хочет добавить значимости департаменту «Объединённого фронта». Другие утверждают, что Ху сталкивается с сильным сопротивлением своих оппонентов и теряет контроль.

Конечно, политика коммунистического режима осуществляется тайно, и без инсайдерской информации никто не знает точно, что происходит.

Перед XVIII съездом компартии Китая и сменой лидера, происходящей раз в десятилетие, новости говорят о вакууме власти в критический момент.

Когда разразился скандал с Ваном и Бо, военные лидеры стали публично призывать солдат и офицеров быть лояльными к партии, Ху и Военному совету. Это позволяет предположить, что на лояльность и верность военных рассчитывать не приходится.

Судя по новостям, дела в Пекине выходят из-под контроля.

Рейс CA981 компании China International Airlines через 7 часов полёта в Нью-Йорк внезапно развернулся и вернулся в Пекин. Ходят слухи о том, что высокопоставленный чиновник пытался сбежать из страны. Свидетели видели трёх человек, арестованных в аэропорту Пекина. Это ещё один скандал, который ещё должен быть раскрыт.

Майкл Ян — китайско-американский писатель, проживающий сейчас в Вашингтоне, округ Колумбия. Он пишет о Китае и китайско-американских отношениях.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА