Исаак Альбенис — из испанских салонов в концертные залы всего мира

The Epoch Times15.09.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:12
Исаак Альбенис — из испанских салонов в концертные залы всего мира
Исаак Альбенис. Фото: Wikimedia Commons
Исаак Альбенис родился в Кампродоне (Каталония) в Испании в 1860 году. Альбенис, интуитивный и многогранный музыкант, является одним из ведущих представителей испанской национальной музыкальной школы. Яркий и богатый, но в то же время лирический и элегантный стиль сделал Альбениса широко признанным символом испанской музыки. Его произведения трогают слушателей из любых уголков мира.

Исаак был талантливым ребёнком, свой первый концерт он дал уже в четыре года. Альбенис устраивал концерты при любой возможности. В детстве, чтобы дать музыкальное образование одарённому мальчику, семья несколько раз меняла место жительства, путешествуя по таким городам, как Мадрид, Брюссель и Париж. Кроме того, в юности он путешествовал по Америке и Европе как пианист-виртуоз, завоёвывая симпатии слушателей своим бунтарским нравом и жизнью, полной приключений. Альбенис утверждал, что брал уроки у великого пианиста-виртуоза Ференца Листа, однако это утверждение вызывает у исследователей сомнение.

В 1883 году Альбенис начал брать мастер-классы по композиции у Фелипе Педреля, известного каталонского композитора и музыканта, который привил Исааку интерес к испанской народной музыке. Это повлияло на создание испанской музыкальной школы, подобно тому, как Глинка и «Могучая кучка» повлияли на становление русской национальной музыкальной школы, а Сметана ― чешской.

До этого творчество Альбениса было сфокусировано на сочинении глубоко личных и романтических произведений, которые очень хорошо подходили для «салонной публики». Эти произведения, будучи концептуально и технически несложными, показывают спонтанный и интуитивный характер композитора, который был способен уловить потребности публики, о чём мастер Педрель сказал так: «Альбенис чувствует музыку телепатией фортепианных клавиш».

От романтизма к испанской национальной музыкальной школе

На втором этапе своей карьеры Альбенис начал использовать музыкальные элементы испанского фольклора, особенно андалусские мотивы с влиянием alhambristas, воплощающие популярные танцевальные ритмы или черты канте хондо, а также оригинальную гармонию, что придавало его произведениям необходимую экзотичность. В это время наряду с другими он сочинил два таких значительных произведения, как «Испанские напевы» и «Испанская сюита».

Альбенис переложил андалусскую музыку, которая в оригинале исполняется на гитаре (фламенко), на фортепиано с его выразительными возможностями, инструмент, для которого он, в основном, сочинял. Любопытным фактом является то, что позднее были сделаны транскрипции музыки Альбениса для гитары, чтобы «вернуть» его произведения к первоначальному истоку.

Ещё одной особенной чертой этого композитора является то, что он сочинял оперы и сарсуэлы. Одним из произведений, которое больше всего ценил сам автор, является опера «Пепита Хименес». Премьера последней оперы Альбениса «Мерлин» состоялась в Teatro Real в Мадриде в 2003 году, спустя столетие после её создания.

Использование андалусских мотивов, а позднее влияние творчества Клода Дебюсси и европейской музыки, не заставили Альбениса забыть о своём происхождении. Он сохранял свои корни, оставался «универсальным каталонцем», обращаясь в своих произведениях к каталонским народным мелодиям. Стиль Альбениса находится на эстетическом горизонте модернизма, это попытка вывести испанскую музыку за пределы романтических клише 19 века.

«Иберия» — высшая ступень творчества композитора

В произведениях третьего этапа творческой карьеры Альбениса прослеживается влияние, которое оказали на него поездки в Париж, личные и творческие связи с французскими композиторами. Особое впечатление Альбенис получил от знакомства с Дебюсси. В столице Франции Альбенис также сблизился с такими выдающимися испанскими композиторами, как Хоакин Турина и Мануэль де Фалья. К этому времени произведения Исаака Альбениса стали богаче, глубже и серьёзнее, сохранив при этом свежесть испанского стиля. Именно в этот период творчества он сочинил свой шедевр «Иберию».

В этой сюите Альбенис совершил захватывающее путешествие по различным местностям Испании, выразив неповторимый и индивидуальный характер каждой из них. «Иберия» состоит из четырёх нотных тетрадей, в каждой из которых по три пьесы. В целом это произведение обладает изумительной красотой и вызывает восхищение у каждого ценителя музыки.

Альбенис ― музыкант, чей жизненный путь является источником вдохновения, потому что сочетает в себе приключенческий и весёлый дух, утончённость форм творческого самовыражения, а также популярный и знакомый характер с уникальным и выдающимся стилем. Благодаря этому композитору испанская музыка смогла подняться на общемировой уровень.

Версия на испанском

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА