Конфуций и его влияние на общество Китая

The Epoch Times11.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26
Конфуций и его влияние на общество Китая
Конфуций. Фото: Photos.com
День рождения Конфуция 28 сентября всё ещё празднуют во многих районах Тайваня. Конфуций (551 — 479 до н.э) или Гун Фу Цзэ, как называют его китайцы, родился в государстве Лу, в нынешней провинции Шаньдун. Его почитают как святого и основателя конфуцианства. Его современниками были Сократ и Шакьямуни, основатель буддизма.

Конфуций жил в эпоху Чунь-цю (770 — 476 до н.э.). В то время велись боевые действия между несколькими маленькими государствами китайской империи, в результате чего многие обычаи и моральные ценности были уничтожены.

Конфуций происходил из бедной дворянской семьи. Его отец умер, когда ему было три года. В ранние годы он получил древние писания от богатых и образованных людей и приобрёл глубокие знания благодаря трудолюбию, смирению и уму. Поэтому, несмотря на бедственное положение семьи, он стал чиновником императора.

Позже, когда Конфуций подал в отставку, у него было несколько учеников, которые последовали его учению. Надеясь, что с помощью этого учения он сможет восстановить правильный порядок в мире, Конфуций с учениками начал странствовать по всей территории империи. Во время их путешествия от одного государства к другому были времена, когда они почти умирали от голода. Десятки лет прошли, но ни один из правителей не выказал малейшего интереса.

В последние годы своей жизни Конфуций отказался от распространения своего учения и сосредоточился на изучении старинных книг. В настоящее время установлено, что сохранились копии многих старинных книг, сделанные им.

Конфуций получил известность только после смерти. Его ученики распространили учение во многих районах страны. Рассуждения Конфуция и его учеников были записаны в книге «Лунь Юй». Моральными ценностями, которые проповедовал Конфуций, были «доброта, справедливость, вежливость, мудрость и доверие». В последующих поколениях они приобретали все большее значение во всех сферах жизни общества.

После смерти Конфуция его труды стали стандартным чтением для интеллигентов высших классов китайского общества. На протяжении многих веков и династий претенденты на должность государственного чиновника оценивались по тому, насколько хорошо они знали и понимали труды Конфуция. Императоры многих династий также следовали его учению, это продемонстрировал короткий рассказ об императоре Тай Юн из династии Тан. Он стал прекрасным примером правителя, находясь под влиянием Конфуция.

В главе Янь Юаня «Лунь Юй» приводится пример: «Правитель Цзи Кан спросил Конфуция о принципах хорошего правления: «Что если я буду просто убивать плохих людей, чтобы помочь хорошим добиться справедливости?» Конфуций ответил: «Вы здесь, чтобы править, а не убивать! Если вы действительно хотите добра, то ваши люди будут обращаться к добру: добродетель благородного правителя подобна ветру, добродетель маленьких людей подобна траве — если ветер пронесётся по траве, она склонится»». (Перевод Эрлинг Вайнрайх, 2003).

Конфуций разделил добродетель правителя на две категории. Одна из них затрагивает моральные качества правителя, для которого существует ряд наставлений в «Лунь Юй». Например, он должен увидеть свои ошибки и исправить их, и хорошо относиться к своим приближённым. Вторая часть касается отношений между правителем и его народом. Конфуций считал, что доверие народа наиболее важно, для него это было более значимым, чем армия и продовольственное снабжение.

Согласно его учению, добродетель правителя, прежде всего, обеспечивает порядок в обществе. Для того, чтобы завоевать доверие народа, правитель должен следовать принципу своих предшественников: «Самым главным является любовь людей».

В главе Яо «Лунь Юй» говорится: «Убить человека прежде, чем воспитать его, значит быть жестоким». Во времена Чунь Цю (период Весны и Осени), хаотический мир переживал глубокие социальные конфликты. Конфуций осознал, что моральные ценности не поддерживались настолько, чтобы гарантировать идеальное общество. Он пришёл к выводу, что наказание должно быть альтернативным методом.

Принципы этого учения можно найти в западных правовых системах.

Версия на английском

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА