Планы Microsoft по развитию сервиса в Китае вызывают опасения

логотип Epoch times

Действия Microsoft по предоставлению услуг облачных вычислений (cloud computing — основной процесс обработки информации идёт в Интернете, а не в компьютере пользователя) в Китае вызвал на прошлой неделе бурю обсуждений в СМИ, но это также вызывает тревогу от сотрудничества с тираническим режимом.
На прошлой неделе агентство Reuters сообщило, что Microsoft набирает в Китае 1000 человек, чтобы продвигать здесь свою продукцию, и 600 из них будут работать в «крупном центре облачных вычислений в Шанхае».

Financial Times высказала мнение, что Microsoft потеряет кучу денег в азиатской стране, где распространено пиратство, заявив, что «общая выручка компании в Китае даже рядом не стоит с Нидерландами, где население составляет всего 1,3 % народа в Китае».

Financial Times также отметила, что «открытая и агрессивная критика неприменима в Китае ... Руководители американских и европейских фирм крайне неохотно идут на конфронтацию с Пекином».

Только на следующий день после объявления о создании нового центра в Шанхае Билл Гейтс, соучредитель Microsoft, был номинирован вместе с Кофи Аннаном на китайскую премию мира имени Конфуция.

В прошлом году эта премия досталась президенту России Владимиру Путину, которого сейчас международная общественность осуждает за слишком жестокий приговор, вынесенный трём членам рок-группы, посмевшим публично его критиковать.

Движение Microsoft в направлении услуг облачных вычислений поднимает ряд тревожных вопросов, которые должны стать очевидными для всех, кто понимает, как сегодня работает огромная Интернет-экономика.

Туда, где другие боятся ступить

В то время, как использование Интернета в Азии, в том числе и в Китае, быстро растёт, Интернет-операторы, от кабельных до сервисных, такие как AT&T и Facebook, действуют осторожно, когда дело доходит до предоставления сетевых услуг или программного обеспечения в Китае. Большинство Интернет-провайдеров и Интернет-компаний поддерживают точки присутствия (РоР — Point of presence, место расположение оборудования, к которому подключаются клиенты) в таких местах, как Тайвань, Япония и Сингапур, а которые посмелее — создают небольшие предприятия и в Гонконге.

Большинство провайдеров предпочитают избегать сотрудничество с Китаем, хотя там как будто нет экономических волнений (но, по мнению многих учёных мужей, экономика Китая является ложной показухой). Хостинг (предоставление) текущих сетевых и программных услуг в Китае похож на ящик Пандоры, полный политических проблем, многие из которых тесно связаны с политикой коммунистической партии Китая: цензура и жестокая расправа с гражданами, пытающимися прорвать Интернет-блокаду.

«Западные компании, ведущие бизнес в Китае, как ожидается, будут обязаны соблюдать китайские законы и правила, ограничивающие права людей на свободу слова и убеждений; будут обязаны нетерпимо относиться к тем, кто критикует чиновников, и даже к тем, кто просто медитирует в общественных местах, — сказал д-р Фрэнк Се Тянь, доцент кафедры маркетинга из Школы бизнеса Университета Южной Каролины в Айкене. — Не так давно иностранным компаниям, как и их китайским коллегам, было предложено увольнять или не нанимать последователей Фалунь Дафа. Это духовная практика, основанная на принципах “Истина, Доброта, Терпение”. К сожалению, некоторые иностранные компании стали следовать такому распоряжению, хотя это является незаконным в их странах».

Из-за различных финансовых, рыночных и правовых рисков, связанных с работой на китайском рынке, Facebook ещё только предстоит наладить бизнес в Китае, и он уже долгое время испытывает сложности в отношениях с китайским гигантом Baidu.

Twitter в настоящее время также не имеет присутствия в Китае, и его заявление в январе 2012 года, что он может «избирательно» ввести цензуру твиттов (сообщений на Twitter) в некоторых странах, было встречено с огромным негативом в онлайне. Пользователи сразу поинтересовались, планирует ли сервис переехать в Китай с этой функцией?

Самый нашумевший случай произошёл с Google, сделавшим смелый шаг в январе 2010 года, когда решил выйти из китайской бизнес-поисковой системы. Это случилось после операции «Аврора», которую многие считают китайской, санкционированной государством, хакерской атакой на поискового гиганта.

Не только поставщики веб-приложений сталкиваются с этой дилеммой. Производители оборудования, в том числе являющиеся глобальными провайдерами, такие как AT&T, также сталкиваются с этой проблемой. Любой пакет данных, который прокачивается через сеть в Китае, подвергается той же политике, которую китайский режим проводит внутри страны: задушить обсуждения определённых тем или арестовать диссидентов, таких как последователи Фалуньгун, или активистов в области прав человека.

Хотя запах денег манит радужными перспективами, большинство корпораций на Западе вынуждены подумать дважды прежде, чем предоставлять такие услуги в Китае.

Если они сделают подобный шаг и будут выполнять указания китайского режима, им может грозить общественное порицание дома за нарушение политики своих стран, и они могут столкнуться с большими штрафами. По этой причине большинство корпораций избегают иметь дело с Китаем и разворачивают деятельность в странах неподалёку. Таким образом, предоставляя услуги в Китае и других азиатских странах, они стоят в стороне от этих запутанных проблем.

Проблема кажется не такой острой для оптовых перепродавцов аппаратного и программного обеспечения, таких как Microsoft, Dell и Cisco Systems, потому что они могут продолжать продавать своё оборудование, снимая с себя ответственность за то, как оно используется.

Эта тактика может освободить их от ответственности в некоторых случаях, но не во всех. В прошлом году в Калифорнии был подан иск, связанный с нарушением прав человека. Последователи Фалуньгун обвинили Cisco в том, что компания переделала свою продукцию, чтобы можно было отслеживать последователей Фалуньгун. В иске утверждалось, что последователей пытали, а в одном случае избили до смерти, после того, как их нашли и задержали с помощью оборудования, которое доработала Cisco, чтобы угодить режиму.

Судебное дело шокировало ИТ-индустрию, и многие крупные розничные продавцы стали пересматривать свою стратегию в Китае.

Фаустовская сделка Microsoft в Китае

Но всё это, похоже, не заботит Microsoft, штаб-квартира которого находится в Редмонде, штат Вашингтон. Софтверный гигант сильно пострадал от спада спроса на его продукцию и пытается поправить дела с помощью ряда мер, приводящих в волнение некоторых наблюдателей.

Вскоре после выхода Google из Китая генеральный директор Microsoft Стив Балмер, как сообщается, радостно объявил, что его компания усмотрела в этом возможность расширить свой поисковик, заняв долю рынка в Китае, даже если это и означает выполнять жестокие правила китайского Интернета.

После приобретение Skype за 8,5 млрд. долларов США компания подала заявку, чтобы запатентовать технологию «законный перехват», которая была специально разработана для использования с VoIP-услугами (услуги по передачи информации при работе в Интернете), таких как Skype. Компания так и не ответила на сообщения о начале «Skype-слежки».

Ещё в 2008 году группа исследователей обнаружила, что Skype помогал коммунистическому режиму перехватывать и мониторить конфиденциальную информацию пользователей сети [http://www.epochtimes.ru/content/view/19865/4/].

Планы Microsoft по облачным вычислениям в Китае являются ещё одним поводом для беспокойства. Крупнейший конкурент Microsoft и тяжеловес на облачном рынке Amazon.com, который имеет азиатские РоР (точки присутствия) в Японии и Сингапуре, ни разу не заявлял о каких-либо планах переезда в Китай.

С ростом спроса на услуги облачных вычислений в сочетании с медленным проникновением этой услуги от Microsoft на большинство рынков, компания, по-видимому, рвётся занять рынок в Китае, куда другие боятся ступить.

Этот шаг, естественно, будет означать, что любые сервисы, которые Microsoft будет предоставлять в Китае, рискуют стать инструментом режима для репрессий своих граждан. Microsoft, возможно, не намерена своей облачной деятельностью сделать китайское полицейское государство ещё более эффективным, но раз она туда входит, то риск довольно велик.

Возможно, соучредитель Google Сергей Брин в интервью, которое он дал вскоре после выхода Google из Китая в 2010 году, очень правильно расставил приоритеты. В частности, о действиях Microsoft, он сказал: «Я надеюсь, что крупные компании не будут ставить прибыль выше всех остальных ценностей. Как правило, компаниям следует обращать внимание на то, как и где их продукция используется».

Версия на английском

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • В Китае прошёл суд над скандально известным Ван Лицзюнем
  • Конфуций и его влияние на общество Китая
  • В новых китайских компьютерах обнаружены вирусы
  • Китай. Полицейские напали на журналистов, фотографировавших жертв аварии на стройке
  • Антияпонские протесты в Китае набирают обороты
  • Комментарии:
  • Рекомендуем