Мид РФ нарушает конституционные права граждан РФ, проживающих за пределами РФ

логотип Epoch times

В 2010 году Российские диппредставительства в Германии в нарушение Конституции РФ и Российских Законов через изъятие паспортов начали применять противоречащую законам РФ практику лишения российского гражданства граждан РФ, на законных основаниях проживающих в Германии и имеющих на руках паспорта, однозначно подтверждающие их гражданство РФ.

Очень часто, без объяснения причин, и, лишь в некоторых случаях, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения принадлежности к российскому гражданству в базе данных "Гражданство МИД".

В абсолютном большинстве случаев изъятые паспорта были в свое время, порой незадолго до изъятия, выданы в Консульствах РФ в Германии на подлинных бланках и с подлинными печатями.

В соответствии с установленным порядком, выдаче паспорта предшествовала проверка на принадлежность к гражданству Российской Федерации. Лица, у которых были изъяты паспорта, надо полагать, эту проверку успешно проходили неоднократно, например, при обменах паспортов за истечением сроков действия или их первоначальной выдаче.

Иными словами, никаких признаков вины или, тем более, злого умысла на получение российского паспорта со стороны самих пострадавших граждан не усматривается.

То есть, налицо все признаки грубых служебных ошибок самих уполномоченных государственных органов, внезапно обнаруживших, что у лиц, которым они исправно выдавали российские паспорта, отсутствует документальное подтверждение принадлежности к гражданству России.

В этой связи уместен вопрос, может ли уполномоченные госорганы перекладывать ответственность за свои собственные ошибки и, тем более, за последствия, к которым эти ошибки привели, на плечи тех, кто, имея на руках российский паспорт, справедливо считали себя гражданами Российской Федерации.

Важно также разобраться как в причинах возникновения ошибок при проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации, так и в правовых последствиях изъятия паспортов для самих пострадавших граждан.

О причинах возникновения ошибок при проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации

В период действия Закона Российской Федерации от 28.11.1991 "О гражданстве Российской Федерации", равно как и в последние годы, когда действует Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", требования к оформлению документов по вопросам гражданства и выдаче российских паспортов неоднократно изменялись.

При этом действия сотрудников уполномоченных органов зачастую регламентировались различными ведомственными документами - инструктивными письмами, указаниями, которые носили "технический" характер, не проходили регистрации в Минюсте России и не были нигде опубликованы.

Вследствие этого лица, ходатайствовавшие о приобретении российского гражданства, или их представители не имели возможности в полной мере ознакомиться с процедурой его оформления.

Лица, получившие российские паспорта непосредственно из рук сотрудников уполномоченных государственных органов, в том числе и консульствах Германии, не знали, да и не были обязаны знать всех инструктивных документов, регламентирующих порядок выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, и, естественно, считали свои паспорта гражданина РФ, оформленными надлежащим образом.

Необходимо также учесть, что и при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации ("внутреннего" паспорта), и при оформлении паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию ("заграничного" паспорта) соответствующими нормативными правовыми актами предусмотрено проведение проверки наличия у заявителя гражданства Российской Федерации.

Не являются, однако, единичными факты, когда у граждан, которым в настоящее время Консульства РФ отказывают в выдаче или замене паспорта гражданина России, изымаются при этом ранее выданные паспорта, в том же самом Консульстве.

Суровая реальная российская действительность и здравый смысл подсказывает, что добиться от государственного органа, в частности МИДа, признания его собственных ошибок, - задача неимоверно сложная, а без разбирательства в суде часто просто невыполнимая. Об этом свидетельствуют и вал прокурорских и судебных разбирательств в различных регионах России. Но, в этих исках ответчик- ФМС России, а вот, чтобы изъятием занимались консульства РФ в Германии, это уже что-то новое.

Стремясь "спасти честь мундира", Консульства уклоняются даже от проведения элементарной беспристрастной проверки по каждому случаю изъятия российского паспорта. Что же касается самих без вины виноватых людей, то главное для них в том, что никто из них искренне не понимает, почему уполномоченный представитель России - Консульство страны, которую они считают своей Родиной, заставляет их расплачиваться за собственные ошибки Консульств при оформлении и учете документов о гражданстве.

Проведённый анализ материалов по вопросу лишения паспортов граждан РФ позволяет сделать вывод о том, что при первичным оформлении паспортов гражданина Российской Федерации в консульствах РФ в Германии заявителями были соблюдены все требования законодательства о гражданстве Российской Федерации. Паспорта граждан Российской Федерации были получены ими в уполномоченных государственных органах. Тем самым вина за ненадлежащее оформление паспортов лежит исключительно на должностных лицах этих органов, а значит, на самом государстве.

Проблемы достоверности и полноты сведений, содержащихся в базе данных «Гражданство МИД»

Возникновению многочисленных ошибок при определении принадлежности к гражданству Российской Федерации способствует и то, что проверка наличия российского гражданства у заявителей проводится по сформированной Консульским департаментом МИД России базе данных о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом.

Между тем, Консульский департамент МИД России неоднократно сам указывал на неполноту сведений, содержащихся в указанной базе данных, рекомендуя при этом не выносить заключение об отсутствии у проверяемого лица гражданства Российской Федерации без дополнительной проверки по иным источникам.

В частности, в ходе рассмотрения запроса при рассмотрении одного гражданского дела о гражданстве заместитель Директора Консульского департамента МИД России А. Климов подтвердил (исх. N 23550/кд-гр от 21.08.06), что база данных КД МИД России на лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, не является всеобъемлющей и исчерпывающей, и не может служить безоговорочным свидетельством наличия, либо отсутствия российского гражданства.

Однако все факты свидетельствует о том, что отсутствие сведений о приобретении соотечественником гражданства Российской Федерации в базе данных КД МИД России однозначно рассматривается сотрудниками Консульств РФ в качестве достаточного основания для изъятия у гражданина паспорта гражданина Российской Федерации, как выданного лицу, не имеющему подтверждения принадлежности к российскому гражданству.

О незаконности лишения МИДом РФ российского гражданства граждан РФ, проживающих в Германии

На сегодня существует значительная прокурорская и судебная практика по делам об изъятии российских паспортов. Вопросы изъятия у граждан российских паспортов неоднократно являлись предметом подобных разбирательств.

Так прокуратуры различных субъектов РФ неоднократно указывали в своих решениях, "поскольку российский паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации"), то его изъятие возможно лишь в случае отмены решения по вопросу гражданства при установлении в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение".

По вопросам, связанным с изъятием паспортов гражданина Российской Федерации, имеют место решения судов различных инстанций, отменяющих решения об изъятии паспортов без наличия доказательной базы о незаконности их получения. Но, хочу подчеркнуть, что все эти решения касались неправомерных действий ФМС в «паспортном» вопросе на территории России.

А вот в отношении произвола, который творит МИД в отношении российских граждан за рубежом, в частности в Германии, складывается абсолютно другая картина. МИД грубо попирает действующий на сегодня Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации".

А именно:

Статью 5, в соответствии с которой гражданами Российской Федерации являются "лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона".

статью 42, которая гласит, что "документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона".

Выданные до 2002 года этим лицам паспорта были оформлены надлежащим образом и считались действительными на день вступления в силу Федерального закона 2002 года.

Ну, и наконец, статью 10, согласно которой изъятие возможно лишь в случае отмены решения по вопросу гражданства при установлении в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение". Изъятие ведётся безо всяких судебных решений.

Также грубо нарушается и решение высшей судебной инстанции РФ: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2006 N КАС06-300, в котором констатируется, что "...паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением порядка, предусмотренного Положением и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами. Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом и удостоверять гражданство Российской Федерации".

Именно вышеупомянутый порядок и соблюдали граждане, которых Консульства лишили паспортов.

Эти нарушения МИДом конституционных прав граждан были широко освящены российских СМИ (17 печатных, электронных изданий и 3 радиостанции). Но власть, в-основном, просто игнорировала это всё. Лишь к некоторым корреспондентам, осветившим данную тему, были через определённый административный ресурс применены карательные санкции.

Аналогичная ситуация и сложилась и с ОП РФ. Известный юрист Лукьянова Е.А. инициировала слушания в ОП по данной проблеме. Даже была назначена дата слушаний. Но, под неприкрытым нажимом МИДа, эти слушания были отменены.

Также планировалось обсуждение данного вопроса в ГД РФ. Со специальным сообщением на эту тему (по информации из СМИ) должен был выступить депутат от СР Брячак М.В. (ему приплюсовывались голоса заграничных избирателей, поданных за СР). Правда, за несколько дней до даты обсуждения полномочия Брячека по данному вопросу были переданы другому депутату от СР — г. Романовичу. Но, опять же, под нажимом МИДа это вопрос был исключён из повестки дня.

Попытки отдельных граждан добиться справедливости в Пресненском суде г. Москвы (по подсудности МИД принадлежит к этому суду) натолкнулись просто на неприкрытый произвол суда, который в своих решениях также грубо проигнорировал выше названные законы.

Из всего выше описанного можно констатировать, что МИД в Государственной машине РФ является своего рода «священной коровой», которая может безнаказанно творить в отношении граждан РФ, проживающих за рубежом, всё, что ей заблагорассудится.

Ну, апофеозом этой безнаказанности в «паспортном вопросе», явилось грубое вмешательство МИДа в ход избирательной компании в РФ в 20011-2012 году, выразившееся в следующем. В предвыборный период Посольства и Консульства РФ опубликовали в русскоязычной заграничной прессе объявления, в которых указывалось, что голосовать имеют право граждане только с действующими паспортами. И это, при всём том, что имеется Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в котором чёрным по белому написано, что право голосовать имеют и граждане с просроченными паспортами.

Как результат этой «манипуляции» тысячи граждан РФ, проживающих за рубежом (а чаще всего эта категория настроена оппозиционно к власти), были отсечены от выборов.

Я, будучи наблюдателем от СР на избирательном участке в Бонне, обнаружил эти манипуляции. Была подана жалоба в ЦИК. Последовавший ответ был просто бюрократической отпиской.

Административно-правовые последствия изъятия российских паспортов

Между тем, в настоящее время российский паспорт не только удостоверяет гражданство, но выполняет и иные функции. Паспорт гражданина Российской Федерации служит документом, удостоверяющим как личность предъявителя, так и его принадлежность к гражданству.

При отсутствии паспорта человек не может в полном объеме пользоваться правами и свободами, закрепленными Конституцией Российской Федерации, поскольку непосредственная реализация этих прав и свобод прямо связана с документами, удостоверяющими личность. Изъятие документа, удостоверяющего личность, влечет, в частности, невозможность получения пенсии, фактический запрет на совершение юридически значимых действий лишает лицо, у которого изъят паспорт гражданина Российской Федерации, и возможности использовать средства судебной защиты своих прав и свобод, в частности, обжаловать в суд действия МИД России.

Резюме

Имеет место: - неполнота и недостоверность сведений, содержащихся в базе данных Консульского департамента МИД России. - не всегда достаточная квалификация, а порой недобросовестность и злоупотребления должностных лиц, отвечающих за документирование паспортами гражданина Российской Федерации.

Из всего выше сказанного следует, что все, допущенные по вине государственных органов ошибки при выдаче паспортов, подлежат исправлению этими же органами без ущерба для обладателей этих паспортов.

Последние же должны без каких-либо дополнительных условий признаваться гражданами Российской Федерации, по крайней мере до тех пор, пока не доказана их личная вина в незаконном получении российского гражданства и паспорта.

С правовой точки зрения необходимо констатировать, подобная незаконная практика изъятия паспортов нарушает один из основополагающих принципов теории права, согласно которому без доказанной вины не может быть ни ответственности, ни наказания. То есть, если наличие умысла на необоснованное получение российского паспорта со стороны гражданина не доказана и, тем более, если вина за необоснованную выдачу ему паспорта лежит на должностных лицах и государственных органах Российской Федерации, принадлежность гражданина к российскому гражданству не может быть поставлена под сомнение.

Dr. Margolin F., гражданин РФ. Германия.

P.S. Я, конечно, понимаю, что шансы на то, что Верховная Власть России обратит внимание на данную публикацию, очень малы. Но, с другой стороны, вода камень точит. А вдруг эта публикация станет той самой последней каплей, которая переполнит чашу?

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Ресторан без столовых приборов, или мировая экономика
  • Преследуемые писатели находят убежище в международной сети городов ICORN
  • Ветеран войны убил грабителя, защищая боевые награды
  • Конгресс США заслушал показания об извлечении органов в Китае
  • Как врачи нарушают свою клятву в камере пыток
  • Комментарии:
    Рекомендуем